В феврале 1939 г. начальником ГУГК был назначен Александр Никифорович Баранов, кавалер многих государственных наград СССР и зарубежных стран, лауреат Государственной премии СССР, действительный и почетный член Географического общества СССР и Шотландского королевского географического общества Великобритании. А.Н. Баранов руководил ГУГК СССР в течение почти тридцати лет - до 1967 года.
С внедрением индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и небывалым подъемом в области национальной культуры требовалось все больше картографической продукции и ее ассортимент увеличивался с каждым годом. Быстрыми темпами росло машиностроение, что послужило улучшению оснащения и увеличению мощности производственных баз государственной картографической службы.
От полукустарного производства постепенно переходили к офсетным машинам, способным выпускать ежегодно миллионы экземпляров географических карт различной красочности.
Уже к 1940 г. ГУГК выпускал 52 наименования, включая политико-административные, физико-географические и экономические карты, используемые для районирования страны с целью наиболее правильного размещения производительных сил.
Все эти преобразования происходили на фоне введенной в стране плановой экономики, главной задачей которой было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами. На начальном этапе это сводилось к перераспределению максимально возможного объёма ресурсов на нужды индустриализации. Целый ряд мер экономического, политического, организационного и идеологического характера позволил государству возвести индустриализацию в статус концепции, назвав ее эпохой «великого перелома». Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.
Специалистов геодезической отрасли ждали на крупнейших стройках страны - в Караганде и Магнитогорске, на Урале и Кузбассе. Сложные топографо-геодезические работы выполнялись при строительстве Днепрогэса и Турксиба, Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга.
В 1939 г. началось уравнивание астрономо-геодезической сети (АГС). Первоначально в уравнивание были включены ряды триангуляции 1 класса, образовавшие 87 полигонов. Общая протяженность звеньев составила 75 300 км. АГС состояла из 4 733 пунктов, образовавших 310 звеньев с 226 базисами, 723 пунктами Лапласа. Уравненная сеть обеспечивала координатами около одной третьей части территории страны. В 1942 г. вычисления были полностью завершены, чем была положена основа единой государственной системы координат 1942 г. (СК-42), введению которой помешала начавшаяся война.
Созданная к этому моменту структура отрасли уже действовала как единый государственный механизм, имевший схемы и программы развития основных геодезических работ, новых технологий топографических съёмок, тесно связанных с плановой экономикой.