А.В. Корольков
Морское картографирование Авачинской губы (Тихий океан) камчатскими военными гидрографами в конце ХХ в. (по воспоминаниям участника событий)
В конце ХХ в. гидрографами Камчатской военной флотилии (КВФ) разнородных сил Тихоокеанского флота (ТОФ) были выполнены масштабные гидрографические работы в Авачинской губе Тихого океана. По ним к 2003 г. во Владивостоке 874-м картографическим издательским производством Гидрографической службы ТОФ [2] Главного управления навигации и океанографии (ГУНиО) Министерства обороны (МО) Российской Федерации было завершено издание современного комплекта навигационных морских карт.
Эти работы в настоящее время приобрели важное стратегическое значение для укрепления обороноспособности и экономического развития нашего государства. Но только в XXI в. это стало очевидно всем государственным лицам, заинтересованным в укреплении и развитии Дальнего Востока, а не только камчатским военным гидрографам, занимавшимся этим масштабным проектом в инициативном порядке при полной поддержке Главного командования Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. Они предугадали востребованность в недалёком будущем обновлённых навигационных карт Авачинской губы.
Гидрографические работы в Авачинской губе продолжались более десяти лет и были выполнены благодаря героическому труду, мужеству, самоотверженности, инициативе и упорству камчатских военных гидрографов. Начинались они ещё в советский период, а завершились в 1998 г., в то время как морское картографирование на Северном, Черноморском и Балтийском флотах было почти прекращено ещё в 1991 г. из-за отсутствия финансирования после развала Советского Союза.
Тяжелые для страны и флота были девяностые годы. На Камчатке в море в основном выходила гидрография для работ и атомный подводный флот для боевой службы. Остальной надводный и подводный флот медленно умирал стоя у причалов без снабжения и судоремонта. Но камчатские военные гидрографы твердо верили в будущее возрождение нашей страны и флота, поэтому работали на перспективу не покладая рук, несмотря на трудности, и не ошиблись.
До нового издания старый комплект навигационных морских карт Авачинской губы был составлен по работам тихоокеанских и камчатских гидрографов 1930–1970 гг. [1]. Он перестал в полной мере отвечать требованиям обеспечения безопасности мореплавания, так как акватория губы была обследована в большей части только однолучевыми эхолотами типа ПЭЛ-1 или ПЭЛ-3, отсутствовала площадная или инструментальная оценка рельефа дна между промерными галсами на предмет гарантированного обнаружения навигационных опасностей.
Современный комплект навигационных морских карт Авачинской губы составлен по материалам работ 111-го экспедиционного гидрографического отряда (ЭГО) [2] и 169-го отдельного гидрографического отряда (ОГО) [2] Камчатского района Гидрографической службы (КРГС) КВФ ТОФ, проведённых в 1979, 1985, 1987–1996 и 1998 гг. Основной объём работ был выполнен офицерским составом и гражданским персоналом 111-го ЭГО. Перерывы были связаны с отвлечением подразделений ЭГО на выполнение более срочных и важных задач для обеспечения безопасности мореплавания в бухтах Тихого океана на восточном побережье Камчатки и на судоходных реках Чукотского полуострова. Одновременно вплоть до 1994 г. 111-й ЭГО решал две масштабные задачи по планам навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения (НГГМО) ВМФ: геофизические исследования Авачинской губы и гидрографические работы в открытом Тихом океане.
В 1979 г. партия 169-го ОГО под командованием старшего лейтенанта В. Фомченко (впоследствии – капитан 1 ранга, начальник 280-го центрального картографического производства ВМФ РФ) [2] выполнила работы в бухточке Озеро Богородское. В состав партии входили старший лейтенант В. Балыкин (впоследствии – капитан 1 ранга, старший офицер ГУНиО МО РФ) [2], лейтенанты А. Корольков и А. Сергеев, матросы срочной службы и старший инженер гидрографического отделения Камчатского района гидрографической службы (КРГС) В. Гнатко. Чертёжница КРГС К. Макаренко подготовила отчётный промерный планшет. Материалы этих работ первыми вошли в издание современного комплекта навигационных морских карт Авачинской губы.
В 1984 г. группа камчатских гидрографов в инициативном порядке решила приступить к выполнению комплекса масштабных работ на всей акватории Авачинской губы с целью обновления устаревшего комплекта навигационных морских карт. В состав группы вошли офицеры-гидрографы: начальник КРГС капитан 1-го ранга В. Солодов (впоследствии – контр-адмирал, заместитель начальника ГУНиО МО РФ) [2] и его заместитель капитан 2-го ранга И. Анучин [2], командир 111-го ЭГО капитан 2-го ранга Л. Вольфовский [2], начальник гидрографического отделения КРГС капитан 2-го ранга В. Короткин [2] и командир гидрографической партии 169-го ОГО капитан-лейтенант А. Корольков [2]. Непосредственное руководство последовательно осуществляли командиры 111-го ЭГО: капитан 2-го ранга Л. Вольфовский (1985–1989), капитан 2-го ранга В. Михайлов (1989–1990) [2] и капитан 2-го ранга А. Корольков (1991–1998).
Предстоящих сложностей при выполнении работ было предостаточно. У многочисленных причалов и пирсов в бухтах Авачинской губы: Завойко, Ильичёва, Раковой, Бабьей, Щитовой, Сероглазке, Моховой, Крашенинникова, во внешней и внутренней гавани Петропавловской губы и в гавани Петропавловской судоверфи стояли в два-три борта подводные лодки, корабли и суда, под которыми следовало сделать промеры. На побережье находилось большое количество режимных объектов с ограниченным доступом геодезических групп и групп координирования промера. Выполнение промеров гидрографическими катерами регулировалось многоступенчатой системой разрешений от военных оперативных служб и диспетчеров гражданских объектов, что задерживало выполнение работ. Но всё это, происходившее с 1991 по 1998 г. в период развала Советского Союза и жесточайшего политического и экономического кризиса в современной России, оказалось для гидрографов малозначимым.
К 1985 г., перед началом работ, ГУНиО МО и Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР ввели новые руководящие документы. Эти документы определяли требования к выполнению гидрографических исследований в районах интенсивного судоходства и к плановому обоснованию крупномасштабных работ для морского картографирования.
По новым руководящим документам становился всё более отчётливым предварительный план работ. Гидрографам предстояло выполнить их в масштабах от 1:1000 до 1:5000 на акватории губы площадью 215 кв. км. За последние десятилетия это должно было стать для камчатской гидрографии уникальным проектом по объёму крупномасштабных съёмок большого географического объекта.
На доступном побережье предстояло сгустить государственную геодезическую сеть способом триангуляции и полигонометрии для планового обоснования крупномасштабных работ, заложить для этого геодезические центры и установить триангуляционные знаки, переопределить координаты и высоты светящих навигационных знаков, направления береговых створов, выполнить топографическую съёмку береговой полосы. В море предстояло выполнить съёмку рельефа дна у причалов эхолотом или ручным лотом галсами через 10 м, а на мелководье у открытых берегов – эхолотом галсами через 20 или 50 м. На свободной акватории Авачинской губы требовалось снять рельеф дна эхолотом с инструментальной оценкой в междугалсовом расстоянии гидрографическим эхотралом или эхографом бокового обзора с двойным взаимно перпендикулярным покрытием района работ галсами через 20 или 50 м. Необходимо было выполнить на всей акватории губы и морскую грунтовую съёмку.
К началу производства работ камчатская гидрография имела всё необходимое отечественное гидрографическое, штурманское, геодезическое вооружение, плавсредства на уровне лучших мировых образцов. Военная промышленность Советского Союза поставила в КРГС большие гидрографические катера проекта 1896 водоизмещением 120 т, малые гидрографические катера проекта 382КМ, а на смену им – проекта 16830 водоизмещением 5 т, геодезические световые дальномеры СТ-5, теодолиты Т-2, лазерные квантовые теодолиты-дальномеры КТД-1, эхолоты ПЭЛ-3 и НЭЛ-М3Б, гидрографические эхотралы ГЭТ-1, гидролокаторы бокового обзора ГЭБО-100, мобильные радионавигационные дальномерные гидрографические автоматизированные системы «ГРАС» ближнего действия, средства ближней связи, электронную вычислительную машину ТЭМ-2, а ей на смену – универсальный вычислительный комплекс «Лидер-04» с графопостроителем.
Такая техническая оснащённость позволяла камчатским гидрографам качественно выполнять работы и обработку материалов в соответствии с требованиями новых руководящих документов, то есть получить:
-
точность определения местоположения глубин в диапазоне ± 1,5–7,5 м в зависимости от масштаба работ в заданном районе;
-
точность измерения глубин ± 0,1 м;
-
точность пунктов сгущения государственной геодезической сети между собой ± 0,1 м по всему побережью Авачинской губы для планового обоснования крупномасштабных гидрографических работ, а также гарантированно обнаружить все навигационные опасности в районах интенсивного кораблевождения и судоходства.
В Авачинской губе масштабные гидрографические работы развернулись в 1985 г. По распоряжению начальника КРГС капитана 1-го ранга В. Солодова гидрографическая партия 169-го ОГО под командованием капитан-лейтенанта А. Королькова в составе старшего помощника командира партии старшего лейтенанта В. Глаголева [2] и матросов срочной службы приступила к выполнению геодезических и топографических замеров, шлюпочного промера эхолотом у многочисленных причальных сооружений в бухте Раковой.
Бухта Раковая стала своеобразным учебным полигоном для отработки действий руководителей геодезических и промерных групп при производстве крупномасштабных гидрографических работ и дальнейшей камеральной обработке материалов.
В мае 1985 г. гидрографическая партия 169-го ОГО начала наблюдения углов в классическом геодезическом четырёхугольнике для определения координат и высот двух пунктов на берегу бухты Раковой. Наблюдения начались в майский тёплый солнечный день с пункта триангуляции государственной геодезической сети, расположенного на вершине сопки Раковой на высоте 514 м. Видимость в этот день была идеальной для наблюдений, воздух хрустально чист и прозрачен при отсутствии рефракции. С вершины сопки вся огромная округлая морская чаша акватории губы с выступающими полуостровами Завойко и Крашенинникова была видна как на ладони. В её синих волнах тысячами золотистых искр отражались расплавленные лучи тёплого весеннего послеполуденного солнца. Границу берегов с запада ограждала белоснежная гряда вулканов и сопок, уходящих вершинами за горизонт. Севернее блестели серебром впадающие в губу рукава рек Авачи и Паратунки, а южнее губа соединялась, казалось, узким проливом с безбрежным Тихим океаном.
Почувствовать размеры губы там, внизу, было сложно, а вот с высоты птичьего полёта открывалась вся обширная панорама огромного объёма предстоящих работ: бухта Раковая, площадью акватории в четыре квадратных километра, выглядела небольшим заливчиком.
К осени этого же года для усиления сил гидрографической партии 169-го ОГО, развёрнутой в бухте Раковой, капитан 2-го ранга Л. Вольфовский направил ещё две партии, оснащённые радионавигационными системами «ГРАС»: на малом гидрографическом катере МГК-952 – для работ на мелководье у берегов и на большом гидрографическом катере БГК-752 – на свободной акватории бухты с применением эхотрала. Работы оперативно и профессионально выполняли группы под руководством заместителя командира отряда капитана 3-го ранга В. Михайлова, старшего производителя гидрографических работ В. Алексеева и начальника радионавигационной партии «ГРАС» В. Шевелёва.
Объединёнными усилиями камчатских гидрографов работы на первом крупномасштабном объекте Авачинской губы были завершены к началу октября 1985 г. После обработки полевых материалов в 111-м ЭГО картографическое издательское производство Гидрографической службы ТОФ в 1988 г. выпустило первую навигационную морскую карту (НМК) бухты Раковой из комплекта для Авачинской губы с учётом работ, выполненных гидрографической партией 169-го ОГО в 1979 г.
Гидрографические работы с этого года постепенно разворачиваются на всей акватории Авачинской губы и выполняются многочисленными промерными, геодезическими и радионавигационными группами 111-го ЭГО. Ими в разные годы руководили офицеры-гидрографы В. Глаголев, О. Коробицын [2], А. Алтунин [2], Д. Яворский [2], Д. Зеньков и гражданские специалисты В. Скляров, С. Гаврик, В. Алексеев, К. Евко, В. Шевелёв. В критических ситуациях руководители экспедиционных работ В. Михайлов и А. Корольков лично возглавляли отдельные гидрографические и геодезические группы. Так, капитан 2-го ранга В. Михайлов выполнил прибрежный промер к западу от мыса Сигнального, а капитан 2-го ранга А. Корольков – промер на акваториях бухты Сельдевой и во внешней гавани Петропавловской губы, а также в северо-западной части свободной акватории Авачинской губы.
Одновременно с 111-м ЭГО гидрографические работы в бухте Южной, бухточке Солёное Озеро, на акватории Петропавловск-Камчатского судоремонтного завода, что на юге бухты Сероглазка Авачинской губы, выполняет личный состав гидрографической партии 169-го ОГО под командованием капитан-лейтенанта С. Мельникова [2], а затем капитан-лейтенанта И. Лукашенко [2].
Благодаря профессионализму и настойчивости начальника гидрографического отделения КРГС капитана 2-го ранга В. Короткина, в прошлом командира геодезического отряда 1-й Тихоокеанской океанографической экспедиции Гидрографической службы ТОФ, с 1985 по 1987 г. была подготовлена группа офицеров и гражданского персонала для самостоятельного выполнения планового обоснования крупномасштабных гидрографических работ в Авачинской губе по новой инструкции ГУГК.
В 1987 г. инициатива командования КРГС и 111-го ЭГО о начале планового ежегодного производства работ в Авачинской губе нашла полную поддержку у командования Гидрографической службы ТОФ и ГУНиО МО СССР. В течение 4 лет (1987–1990) гидрографические работы в Авачинской губе включаются Главным штабом ВМФ в план навигационно-гидрографического обеспечения ВМФ и общего мореплавания для КРГС.
В эти годы для укомплектования полевых групп в 111-й ЭГО на временную работу привлекаются грамотные и ответственные студенты-практиканты старших курсов Новосибирского института геодезии и топографии, Ленинградского и Дальневосточного государственных университетов, Хабаровского топографического техникума. На должности капитанов и механиков на малые гидрографические катера назначаются наиболее подготовленные старшекурсники Петропавловск-Камчатского мореходного училища. Студенты с большим интересом прилетали на Камчатку для участия в экспедиционных работах, понимая, что такая возможность им может представиться только раз в жизни, так как Петропавловск-Камчатский был в то время закрытым городом. На студенческой практике они исполняли должностные обязанности в полевых группах, получали бесплатное питание и рабочую одежду, одновременно зарабатывали деньги для дальнейшей учёбы; при этом перелёты студентов-практикантов на Камчатку из городов Советского Союза в обе стороны оплачивало МО СССР.
В 1988 г. по распоряжению начальника КРГС капитана 1-го ранга И. Анучина командиром 111-го ЭГО капитаном 2-го ранга Л. Вольфовским создаётся комплексная гидрографическая партия отряда из пятидесяти специалистов в составе трёх промерных групп под руководством командира партии капитан-лейтенанта О. Коробицына (его вскоре сменил командир партии старший лейтенант А. Алтунин), служащих В. Склярова и В. Алексеева. Создаются геодезическая и три радионавигационные группы под руководством соответственно служащих К. Евко и В. Шевелёва, отдельная группа 169-го ОГО для выполнения геодезических, топографических и промерных работ у причалов под командованием старшего лейтенанта Д. Зенькова. Им предстояло выполнить комплекс работ в бухте Крашенинникова – пункте основного базирования сил и средств 2-й флотилии атомных подводных лодок ТОФ на Камчатке.
Начальником комплексной гидрографической партии и ответственным за выполнение экспедиционных работ был назначен командир геодезической партии 111-го ЭГО капитан-лейтенант А. Корольков. Работы начались в мае и завершились поздней осенью в конце октября этого же года.
Особо сложным стал промер в посёлке Рыбачьем. Там у двенадцати плавучих пирсов постоянно находились атомные подводные лодки. Одни уходили в океан, а другие тут же швартовались на их место после выполнения задач. Гидрографы не могли получить свободный доступ к пирсам флотилии до середины августа. К решению вопроса подключился начальник КРГС капитан 1-го ранга И. Анучин. Вскоре командующему флотилией последовало указание командующего ТОФ предоставить свободный доступ гидрографам к пирсам согласно плану, утверждённому Главным штабом ВМФ на 1988 г., и дело пошло. Для промеров глубин начальником комплексной гидрографической партии была собрана оперативная группа из самых опытных специалистов. В её состав вошли С. Гаврик, уже завершивший работу в группе В. Склярова, В. Алексеев, В. Шевелёв и старший лейтенант Д. Зеньков.
Последовательно, пирс за пирсом, день за днём, буксиры оттаскивали друг за другом атомные подводные лодки на открытую акваторию бухты. На выполнение промера у свободной стороны пирса отводилась пара часов. Группа оперативно развёртывала у торца пирса комбинированный теодолитный пост с радионавигационной системой «ГРАС» и линейно-угловой засечкой выполняла координирование малого гидрографического катера на промере. К концу октября все работы в бухте Крашенинникова по плану Главного командования ВМФ СССР были завершены в полном объёме и последняя группа экспедиции прибыла с победой на базу.
Через три года после обработки материалов в 111-м ЭГО была издана навигационная морская карта бухты Крашенинникова – вторая по счёту из современного комплекта карт для Авачинской губы.
С 1989 г. политическая и экономическая обстановка в стране постепенно ухудшалась, а с 1990 г. всё отчётливей проявлялся надвигающийся финансовый кризис. Это был последний год, когда для формирования полевых групп на практику приехали студенты со всей страны, после чего оплата их перелётов на Камчатку за счёт МО СССР прекратилась. С 1990 г. ведущие гражданские специалисты отряда начали увольняться из-за низкой заработной платы. В 111-м ЭГО остались самые мотивированные и преданные профессии гидрографа офицеры и гражданские лица.
Инициативная группа офицеров-гидрографов КРГС – капитан 2-го ранга запаса Л. Вольфовский и капитан 3-го ранга А. Корольков, понимая, что начатое дело может быть в любой момент прекращено из-за отсутствия финансирования, решили подготовить перспективный многолетний план для завершения полномасштабных работ в Авачинской губе. Заместитель командира отряда капитан 3-го ранга А. Корольков составил проект производства гидрографических работ начиная с 1991 г. до их полного завершения в 1996 г. Его утвердили командир 111-го ЭГО капитан 2-го ранга В. Михайлов и начальник КРГС капитан 1-го ранга И. Анучин. План отправился на согласование в ГУНиО МО СССР и был утверждён к исполнению Главным штабом ВМФ СССР.
В 1992 г. Камчатская гидрографическая служба понесла особо тяжёлую утрату. Скоропостижно скончался один из инициаторов гидрографических работ в Авачинской губе – известный камчатский гидрограф, начальник КРГС, капитан 1-го ранга И. Анучин, в прошлом – один из командиров 111-го ЭГО. Его сердце не выдержало катастрофических перемен в стране и ВМФ в ходе развала Советского Союза. Для командира 111-го ЭГО капитана 2-го ранга А. Королькова делом офицерской чести и воинского долга стало завершение работ в Авачинской губе, так как он остался на Камчатке последним из числа командиров инициативной группы, принявшей это решение в 1985 г.
Должность начальника КРГС в 1992–1995 гг. занимал капитан 1-го ранга М. Суслонов (впоследствии – начальник Гидрографической службы ТОФ) [2], а с 1996 г. до полного завершения работ в Авачинской губе – капитан 1-го ранга А. Конев [2]. Командование КРГС в сложные для камчатской гидрографии времена обеспечивало производство работ в Авачинской губе по пятилетнему плану НГГМО ВМФ РФ и общего мореплавания. Предпринимались все меры для поддержания в постоянной технической готовности больших гидрографических катеров БГК-752 (капитан – Н. Матюхин) и БГК-481 (капитан – Н. Гавва) 104-го отдельного дивизиона навигационно-гидрографических судов КРГС, работавших совместно с 111-м ЭГО. Персонал склада-мастерской КРГС постоянно поддерживал в исправности средства гидрографического и штурманского вооружения на катерах и в подразделениях 111-го ЭГО. Материально-технический отдел КРГС через тыловые службы КВФ ТОФ снабжал катера и полевые подразделения 111-го ЭГО горюче-смазочными материалами и продовольствием.
В эти годы командованию, офицерам и ведущим гражданским специалистам отряда удалось сплотить вокруг себя весь коллектив воинской части, ставший единым подразделением КРГС, нацеленным на полное завершение гидрографических работ в Авачинской губе, несмотря на объективные трудности.
В новых экономических условиях вынужденно оптимизируется количественный состав полевых групп. Работа береговых радионавигационных станций «ГРАС» для координирования промера переводится в автоматический режим. Большую помощь командованию 111-го ЭГО в сложный период 1990-х гг. при внедрении в гидрографическое производство «бригадного подряда» в полевых подразделениях оказала начальник финансовой части КРГС старший мичман Т. Скалацкая. За счёт минимизации штатного состава полевых групп и перераспределения финансовых средств удалось существенно повысить выплаты ведущим гражданским специалистам отряда, задействованным на работах в море.
Вместе с тем командование отряда в эти годы старается проявить максимальную заботу о подчинённых, предпринимает все усилия для создания хороших условий труда и быта при обработке полевых материалов и подготовке технических средств к выходу в море. В 1993 г., после завершения четырёхлетних работ под руководством группового инженера-механика 111-го ЭГО А. Полушко, отряд переехал в отремонтированные помещения в новом здании. В бухточке Озеро Богородское в 1994 г. группой под руководством командира партии капитан-лейтенанта Д. Зенькова в составе А. Полушко, В. Сербина, Л. Максимовой и плавсостава отряда была оборудована новая удобная береговая база 111-го ЭГО для стоянки и ремонта четырёх малых гидрографических катеров проекта 16830.
Параллельно с полевыми и камеральными работами по Авачинской губе в инициативном порядке персонал 111-го ЭГО без участия положенного для этих целей заводских специалистов выполнил комплекс монтажных и пусконаладочных работ, отладку программного обеспечения нового универсального вычислительного комплекса «Лидер-04». Этим занималась группа в составе командира партии капитан-лейтенанта Д. Яворского, инженера-программиста А. Данилькевича под руководством начальника комплекса В. Шевелёва. Комплекс для автоматизированного вычерчивания отчётных промерных планшетов при камеральной обработке полевых материалов введён в эксплуатацию в 1997 г. – он заменил ручной труд картографов-чертёжников отряда.
В 1990-е гг. для выполнения в полном объёме гидрографических работ в Авачинской губе по плану НГГМО ВМФ усиленно трудятся все основные подразделения и вспомогательные службы отряда. Под руководством заместителя командира отряда капитана 3-го ранга В. Глаголева и начальника группы камеральной обработки Е. Мелконян производится обобщение большого массива полевого материала. Камеральная обработка с применением электронно-вычислительной машины ТЭМ-2 ведётся под руководством А. Зубковой, универсального вычислительного комплекса «Лидер-04» – под руководством В. Шевелёва. Полевые подразделения бесперебойно снабжаются качественным продовольствием под руководством А. Царикова. Необходимыми расходными материалами полевые и камеральные группы снабжаются под руководством Л. Максимовой, обеспечивается стопроцентная сохранность всех материальных средств отряда.
На завершающем этапе камеральной обработки полевых материалов Авачинской губы, с 1995 по 1996 г., обладавшая высоким чувством ответственности ведущий картограф-чертёжник отряда О. Дубовая, используя сверхурочное время и выходные дни, вычертила двойной объём отчётных промерных планшетов. Это позволило успеть к назначенному сроку окончания работ.
В октябре 1996 г. были завершены все полевые и камеральные работы на акватории Авачинской губы в строгом соответствии с многолетним планом гидрографических работ Главного штаба ВМФ, материалы представлены для морского картографирования в Гидрографическую службу ТОФ [3].
Последний промерный планшет в Авачинской губе, но уже по коммерческому плану, был произведён 111-м ЭГО в 1998 г. в знаковом месте для жителей Камчатки и Гидрографической службы ВМФ РФ – Петропавловской губе на акватории морского порта Петропавловск-Камчатский.
Именно здесь в 1740 г. штурман Иван Елагин выполнил первый в истории морского картографирования Авачинской губы промер для обеспечения зимней безопасной стоянки пакетботов Второй Камчатской экспедиции «Св. Пётр» и «Св. Павел» под командованием офицеров Императорского русского флота Витуса Беринга и Алексея Чирикова [1].
Промер Петропавловской губы производился под руководством командира 111-го ЭГО капитана 2-го ранга А. Королькова группой в составе командира партии капитан-лейтенанта Д. Зенькова, В. Алексеева, В. Сербина, Е. Мелконян, О. Дубовой, В. Ивашиной, С. Глаголевой и других. Полученные данные были уже полностью обработаны с применением универсального вычислительного комплекса «Лидер-04», а отчётные промерные планшеты вычерчены в автоматизированном режиме на графопостроителе под руководством В. Шевелёва.
По инициативе командования 111-го ЭГО и поддержке администрации порта, для удобства судоводителей издана отдельная, ранее не существовавшая навигационная морская карта акватории морского порта Петропавловск-Камчатский в Петропавловской губе [5].
По предложению коллектива отряда, память об И. Анучине, известном камчатском военном гидрографе и одном из пяти инициаторов выполнения масштабных гидрографических работ в Авачинской губе, увековечена на её навигационной морской карте. Безымянному каменистому рифу, выявленному 111-м ЭГО при промере, вместо отличительной глубины присвоено именное название – «Камни Анучина» (утверждено постановлением Правительства РФ № 1587 от 30 декабря 1998 г.) [4].
В ходе морского картографирования Авачинской губы сплочённый коллектив 111-го ЭГО при дружественной и профессиональной поддержке офицеров и гражданского персонала воинских частей и подразделений КРГС успешно преодолел все трудности 1990-х гг. Отряд прошёл с промером и инструментальной оценкой рельефа дна на больших и малых гидрографических катерах путь длиной в 14 313 км. Он произвёл промер у причалов и пирсов суммарной длиной 24,1 км, определил координаты 580 геодезических пунктов и береговых средств навигационного оборудования, выполнил топографическую съёмку береговой линии длиной 56 км. В результате многолетних работ камчатские военные гидрографы выявили десятки новых навигационных опасностей искусственного происхождения, особенно на траверзе полуострова Завойко на бровках канала горла Авачинской губы, не обнаруженные в предыдущие годы при промере. Они установили значительное уменьшение глубин и увеличение размеров отмели на траверзе мысов Коса и Угловой, нанесли на отчётные планшеты все новые гидротехнические сооружения, плавучие пирсы и новые глубины после производства дноуглубительных работ.
Автору очерка посчастливилось быть одним из организаторов, руководителей и исполнителей важной государственной задачи по планам Главного командования ВМФ СССР, а позже – ВМФ РФ. Ему довелось участвовать в масштабных гидрографических работах в Авачинской губе на протяжении почти двадцати лет. Они начались с первого промерного галса в бухточке Озеро Богородское в 1979 г., завершились последней измеренной глубиной на акватории морского порта Петропавловск-Камчатский в Петропавловской губе в 1998 г. и прошли при участии замечательных коллективов – 169-го ОГО и 111-го ЭГО КРГС КВФ ТОФ под командованием известных камчатских офицеров-гидрографов.
Современные навигационные морские карты Авачинской губы, изданные по работам камчатских военных гидрографов конца ХХ в., создали на многие десятилетия вперёд необходимые условия для надёжного навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в пункте основного базирования военного и гражданского флотов Российской Федерации у восточных берегов Камчатки в северо-западной части Тихого океана.
Сведения об авторе очерка:
Корольков Алексей Викторович – военный инженер-гидрограф, капитан 2-го ранга.
Родился в военном гарнизоне Ленинградской области в 1957 г. Жил, учился и окончил среднюю школу в городе Вязьма Смоленской области в 1974 г. Окончил с отличием Высшее военно-морское командное училище им. М.В. Фрунзе в Ленинграде в 1979 г. Служил в частях и подразделениях Камчатского района Гидрографической службы Камчатской военной флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота (КРГС КВФ ТОФ) с 1979 по 2002 г. Командир 111 экспедиционного гидрографического отряда Камчатского РГС с 1991 по 2002 г. После демобилизации по возрасту начиная с 2002 г. – главный гидрограф, заместитель директора, а с 2009 по 2011 г. – директор Федерального государственного унитарного предприятия «Азовское управление морских путей» Министерства транспорта РФ.
На протяжении всей своей военной и гражданской деятельности А.В. Корольков занимался вопросами навигационно-гидрографического обеспечения Военно-морского флота РФ и общего мореплавания, выполнял геодезические и гидрографические работы в прибрежных водах Камчатки, Чукотки, у Северных Курил Тихого океана, в российских водах Азовского и Черного морей для целей морского картографирования. Один из инициаторов, исполнителей и руководителей многолетних (1979–1998 гг.) гидрографических работ для морского картографирования Авачинской губы – главной базы российского атомного подводного флота на Тихом океане и морского порта Петропавловск-Камчатский. Автор ряда очерков, рассказов и книг о камчатских военных гидрографах и моряках юга России. Имеет публикации в официальных изданиях ГУНиО МО РФ и Министерства культуры Камчатского края.
Источники:
1. История Гидрографической службы российского флота. В 4-х тт. / Под ред. А. Комарицына. – СПб.: ГУНиО МО РФ, 1996. – Т. 1. – С. 165. – Т. 2. – С. 341.
2. Кобылинский Л. Командный и начальствующий состав Гидрографической службы Тихоокеанского флота 1856–2014. Биографический справочник. – С.-Пб.: Типография «Феникс», 2014.
3. Фото и схемы из личного архива А. Королькова.
4. Навигационная морская карта для общего мореплавания нового издания: «Тихий океан. Восточное побережье полуострова Камчатка. Авачинская губа». Адмиралтейский номер 68280. ГУНиО МО РФ, 1999. (Из личного архива А. Королькова.)
5. Навигационная морская карта для общего мореплавания первого издания: «Тихий океан. Авачинская губа. Порт Петропавловск-Камчатский». Адмиралтейский номер 68281. ГУНиО МО РФ, 2003. (Из личного архива А. Королькова.)
Схема нарезки планшетов съёмки рельефа дна Авачинской губы с 1979 по 1998 г. [3]
Хронология выполнения гидрографических работ в Авачинской губе с 1979 по 1998 г. [3]
Подробности съёмки рельефа дна в Авачинской губе с 1979 по 1998 г. [3]
Авачинская губа. 1987. Малые гидрографические катера МГК-1220 и МГК-1284 111-го ЭГО проекта 382КМ, оснащённые корабельной аппаратурой РНС «ГРАС», в полной готовности к выходу в море перед началом полевого периода [3].
Авачинская губа. 1990. Работа берегового поста координирования промера 111-го ЭГО. Определение местоположения гидрографического катера на промерном галсе линейно-угловой засечкой с применением теодолита и радионавигационной системы «ГРАС» [3].
Авачинская губа. 1998. Гидрографы 111-го ЭГО на малом гидрографическом катере МГК-693 проекта 16830 обеспечивают водолазное обследование подводного препятствия, обнаруженного при промере на акватории рыбного порта [3].
Подводный скалистый риф «Камни Анучина», поименованный в 1998 г. в честь начальника Камчатского РГС капитана 1-го ранга И. Анучина по предложению коллектива 111-го ЭГО. Фрагмент новой навигационной морской карты Авачинской губы издания ГУНиО МО РФ 1999 г. [4].