
Как только человек разумный впервые поднял глаза к небу, у него возникло множество вопросов, ответы на которые он получал веками, по мере развития научной мысли и приборов, путём долгих раздумий и изысканий, сидя за письменным столом в тиши библиотек или преодолевая тысячи километров на своих двоих. Сколько Земля весит, как она вращается и где её центр, движутся ли земные полюса, куда и как дрейфуют континенты, как нарисовать круглую Землю на плоской бумаге и соблюсти масштаб и точность изображения?
Человек придумал мировую гравиметрическую сеть, объединив единые государственные гравиметрические сети, состоящие из множества пунктов, с известными значениями ускорения силы тяжести.
Государственная гравиметрическая сеть России – система закреплённых на местности пунктов, в которых определено ускорение силы тяжести. Она является основой для выполнения гравиметрических исследований. Их цель заключается в изучение гравитационного поля и фигуры Земли и их изменений во времени, а также для решения других научных и народнохозяйственных задач, включая метрологическое обеспечение гравиметрических съёмок. Сеть служит для распространения на территорию страны единой гравиметрической системы.
В течение многих столетий развитие гравиметрии определялось как техническими возможностями, так и насущными научными проблемами геодезии и геофизики, решающими практические задачи геодезических измерений и геофизических исследований.
Наибольшее развитие гравиметрия получила только в ХХ веке. Государственные гравиметрические работы в СССР начались после принятия в 1932 г. Постановления Совета Труда и Обороны (СТиО) об организации общей гравиметрической съёмки страны для обеспечения решения геодезических задач, разведки полезных ископаемых и изучения внутреннего строения Земли.
Реализация съёмки осуществлялась в соответствии с инструкцией, составленной в 1933 г. комиссией под председательством И.А. Казанского. В методическом плане этот нормативный документ до сих пор не утратил своего значения. Инструкция переиздавалась в 1937 г., а в 1943 г. была составлена и утверждена ГУГК новая «Инструкция по общей гравиметрической (маятниковой) съёмке». Только при наличии актуальных данных о высоте, широте, долготе гравиметрических точек и данных о рельефе окружающей местности можно было вводить соответствующие поправки к наблюдаемым ускорениям силы тяжести.
Первые измерения выполнялись импортными маятниковыми приборами типа Штюкрат. Точность гравиметрических измерений в 30-х годах была невысокой, 5 мГал и более, а в 40-х годах – уже на порядок выше. Этому способствовал первый отечественный гравиметрический прибор разработанный и изготовленный в 1935 г. Автором гравиметра ГКМ (гравиметр кольцевой) стал Михаил Сергеевич Молоденский – выдающийся советский геофизик, гравиметрист и геодезист.
С помощью этого прибора в 1940 г. партия Московского аэрогеодезического предприятия ГУГК при Совете Министров СССР проводила на Тунгусско-Енисейском участке гравиметрические определения 60 пунктов III класса и 9 астропунктов II класса. В чрезвычайно трудных условиях, без необходимых проводников, порой рискуя жизнью, двигалась экспедиция по суше и по воде. «С гор по всем направлениям стекает большое количество мелких речек, впадающих в Енисей и его притоки. Каменные гряды то и дело перегораживают реки, образуя иногда целые системы шивер и порогов, состоящих из 10-12 завалков (уступов), протяжением до 8 км».
Живой , образный, язык В.Г. Мауерера и Ф.А. Алексина – составителей научного отчёта о производстве астрономо-гравиметрических работ на Тунгусско-Енисейском объекте позволяет живо представить себе всю сложность проводимых геодезистами работ. Специалисты собирали материал для вывода уклонения отвеса на территории, окружающей Южно-Енисейские золотые прииски.
Сегодня результаты детальных съёмок в основном используют для изучения строения нефтегазоносных районов, определения участков, перспективных на чёрные, цветные и редкие металлы, исследования крупных залежей полезных ископаемых и пород, содержащих полезные ископаемые. В тревожные предвоенные годы такие работы были особенно востребованными.
«Транспорт для передвижения в горах и по тайге вьючный, а по Енисею лодки. Построение маршрутов целесообразно производить таким образом, чтобы, используя тропы и дороги между отдельными приисками, проходить по этим дорогам с выходом в стороны по долинам мелких речек в горы. Часто вдоль по речкам придётся самим прокладывать дороги или идти прямо по воде (в мелких, спокойных речках)».
И даже в таких условиях задание было выполнено и астрономо-геодезическим методом определены опорные пункты для опытной картографической съёмки масштаба 1:100000.
Подробнее ознакомиться с уникальным документом вы можете в читальном зале научно-технической библиотеки ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по адресу: Москва, ул. Онежская, д. 26, стр. 2
Заказать пропуск для прохода в здание ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» можно по тел. +7 (495) 456-95-00