«Советские учебные карты и атласы (1917–1940)» и
Егоров Н.И. «План и карта: Пособие для учителей географии»
«Я видел реки без воды.
А ты?
Я видел степи без травы.
А вы?
Я видел страны без людей,
Я видел горы без камней,
Деревья без ветвей
И джунгли без зверей.
Я видел город без домов,
Пустыни без песков…
Мне это всё,
Хоть я и мал,
На карте
Брат мой показал!»
М. Пляцковский
Хороший учитель географии был у этого мальчика. Преподаватель сумел заинтересовать детей, разбудить их фантазию, научить свободно читать карту. А ведь чтение карты заключается не в прочтении написанных на ней названий рек, городов, стран. Это возможность видеть местность на карте такой, какая она есть в действительности, способность представить неведомые земли во всей их красе и полноте накопленных о них знаний.
С незапамятных времен человек составлял и пользовался картами, само название которых произошло от латинского слова charta и обозначало чертёж. Впоследствии термин уточнялся, и теперь мы называем картой изображение на плоскости всей земной поверхности или её части.
Картография всегда была тесно связана с исторической реальностью. После 1917 г. в нашей стране начались масштабный переучёт земель, грандиозные стройки, освоение нехоженых территорий. Картография подстраивалась под новые требования, увеличивая количество и качество работ. Необходимо было детализировать многие карты и планы, создать совершенно новые виды и типы общих и специальных картографических произведений.
Новое время определило новые подходы и к созданию учебных пособий, большое количество которых появилось в 1920-е гг. Карты служили не только географическому, но и историческому образованию населения, активно помогали в ликвидации неграмотности. В 1938 г. школы получили трёхмиллионный тираж десяти новых настенных карт, составленных ГУГКом. Это были физические карты полушарий, физико-политические карты частей света, политические карты мира и Европы, политико-административные карты СССР.
Но не существовало ещё единых школьных программ, строгих установок по составлению учебных карт и атласов, не изучалась психология чтения карт детьми. Поэтому неудивительно, что изданные в это время «Элементарный учебный атлас», «Малый географический атлас» и учебные атласы разных авторов отличаются друг от друга в методическом отношении.
Важность учебной картографии в довоенные годы подчёркивается ещё и тем, что редактированию и консультированию школьных карт и атласов уделяли внимание такие выдающиеся учёные, как Ф.Н. Красовский, Ю.М. Шокальский, И.П. Заруцкая, и другие. В два предвоенных года было издано много карт природы и физических карт мира, СССР в целом и отдельных регионов страны. Однако их содержание и оформление ещё не были унифицированы. Не было единой шкалы высот и глубин, а также послойной окраски рельефа, которая дополнялась иногда тушёвкой и штриховкой.
Первый занимательный атлас для 3–4 классов под руководством В.Г. Эрдели появился в нашей стране в 1937 г. Содержание атласа впервые было полностью согласовано со школьной программой. В учебниках для старших классов появились карты-вклейки, которые часто заменяли недостаточный картографический школьный материал.
Большую и сложную задачу по составлению и подготовке пособий по картографии взяла на себя специально созданная в ЦНИИГАиК секция картографического сектора под руководством А.А. Борзова, куда входили методисты-географы, картографы и учителя московских школ.
Более детально ознакомиться с историей возникновения и развития отечественной школьной картографии, изучить подробные списки советских учебных карт и атласов до 1940 г. вам поможет издание «Советские учебные карты и атласы (1917–1940)». А сведения об основных свойствах и содержании, об условных обозначениях и номенклатуре топографических карт и планов, о топографической и глазомерной съёмке, о проекциях и картографической генерализации, изложенные в книге Н.И. Егорова «План и карта», изданной в 1956 г., и сегодня могут быть полезны учителям географии.
Ознакомиться с изданиями вы можете в читальном зале научно-технической библиотеки по адресу: Москва, ул. Онежская, д. 26, стр. 2
Напоминаем, что вход посетителей в Учреждение возможен только при условии использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
Заказать пропуск для прохода в здание ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» можно по тел. +7 (495) 456-95-00
Е. Артамонова,
начальник отдела научно-технической информации
Управления научно-технической информации
и внешних коммуникаций