Как и Петр I, пришедшая к власти в 1762 г. Екатерина Великая желала знать подлинные масштабы своих владений. Интересовали её не только земли, но и воды. Поэтому безотлагательно, в начале 1763 г., она образовала в составе Военной коллегии Генеральный штаб – орган сбора военной информации, картографического дела, военно-оперативного планирования. Именно это событие стало отправной точкой в истории создания действующей и ныне Военно-топографической службы Генерального штаба.
В 1781 г. с лёгкой руки генерал-прокурором Сената, заведовавшего юстицией и финансами России, руководителя всего межевого дела в стране, князя А.А. Вяземского вышел Сенатский указ о начале государственного топографического картографирования всех земель Российской Империи «для познания территории во всех отношениях на основе исходных межевых планов масштаба 1:8 400».
Конец XVIII в. в России ознаменовался большим количеством реформ, проводимых пришедшим к власти очень деятельным и страстно любящим немецкий ordnung (порядок) императором Павлом I. Деятельность созданных им структур в области отечественной геодезии и картографии оказалась плодотворной.
Император Всероссийский еще до восшествия на престол 6 ноября 1796 г. своим именным Указом учредил «Чертежную его императорского величества». Первым управляющим был назначен служивший до поступления на русскую службу в войсках Великого герцогства Гессен-Дармштадского инженер-майор Карл Иванович Опперман.
Просуществовавший более трех десятилетий Генеральный штаб по причине «экономии средств» был расформирован, а вместо него появилась «Свита е.и.в. по Квартирмейстерской части». В ее состав и вошла «Чертежная…» 8 августа 1797 г., получившая название «Собственное е.и.в. Депо карт». Техническое руководство Депо было поручено все тому же Опперману. А вот начальником нового учреждения был назначен генерал-адъютант граф Григорий Григорьевич Кушелев. Руководству учреждения были предоставлены расширенные полномочия: требовать от квартирмейстеров из разных мест все нужные сведения и получать в обязательном порядке оригиналы всех составленных чертежей, описаний и рассуждений. Приступать к съемкам без разрешения Депо карт строжайше запрещалось.
Уже из названия направленного в Сенат императорского Указа «О непечатании и неиздании карт и планов земель Российской Империи без дозволения Географического департамента и Императорского Депо карт и невыпуске оных за границу» было ясно, что Депо вменялось в обязанность выступать в качестве цензора готовых к публикации картографических произведений. В Указе впервые топографические карты отделены от географических. В результате большинство топографических карт попало в разряд материалов для служебного пользования. Стали засекречиваться не только сами карты, но и способы их создания.
Со временем в содержании работ военных картографов наметились два основных направления – выполнение карт значительных территорий внутренних частей страны в целях ее изучения и обеспечение войск картографической продукцией.
В 1800 г. Географический департамент вошел в состав Депо и учреждение выпустило первую продукцию: «Подробная милитарная карта по границе с Пруссиею» – изображение на 14 листах в масштабе 1:530 000 и «Подробная милитарная карта по границе России с Турцией» на 12 листах в таком же масштабе. Милитарной (военной) именовалась в то время топографическая карта. Наметились цели нового направления картографирования: нужны были изображения значительной территории, без рамок-ограничений губернскими или уездными землями; с масштабом, сохраняющим наиболее важные объекты местности – населенные пункты, дороги, реки; рамки листов – линии меридианов и параллелей или линии координатных осей картографической проекции.
При следующем императоре – Александре I Квартирмейстерская часть и Депо карт перешли под крыло инженер-генерала Петра Корниловича фон Сухтелена, который добился в 1802 г. высочайшего повеления ежегодно выделять 1 000 червонцев из Кабинета для снабжения Депо новейшими иностранными картами и планами. Со временем эти документы стали одним из богатейших собраний того времени. Сухтелен выступил инициатором внедрения в военную науку астрономического образования.
В 1810 г. Депо карт приобрело, вместо общегосударственной, ведомственную принадлежность Военному министерству, получило новое название – Военно-Топографическое Депо – и штат сотрудников численностью 51 человек. Таким образом была создана военно-топографическая организация, способная выполнять не только собирательские, картосоставительские и научные, но и управленческие функции.
К началу 1812 г. под руководством поручика свиты е.и.в. по квартирмейстерской части Карла Ивановича Теннера была закончена триангуляционная сеть от Васильевского острова в Санкт-Петербурге через Финский залив до Нарвы и далее до Ревеля и Дерпта. Эта рекогносцировка местности стала первой русской триангуляционной сетью, получившей практическое значение и дальнейшее развитие.
Война с Наполеоном 1812 г. показала, что русская армия была плохо обеспечена топографическими материалами. Большое количество трофейных французских карт, попавших на хранение в Военно-ученый архив, их детальная проработка наглядно продемонстрировали, как благодаря работе своих съемщиков и картографов Бонапарт легко и быстро вел войска к победам.
Образованный в 1815 г. Главный штаб Его Императорского Величества с подчинением ему военного министерства и Военно-Топографического Депо Штаба возглавил князь Петр Михайлович Волконский. Таким образом, Военно-топографическая служба России возвратила себе статус общегосударственной. Депо значительно расширили. Ему придали Чертежную Квартирмейстерской части и литографию Главного штаба с двадцатью граверами.
Впервые в России топографы Первой армии под командованием полковника Карла Ивановича Теннера провели топографические съемки Виленской губернии сплошным мензульным способом на триангуляционной основе (без применения астролябии).
Через год такие же съемки сделала в Бессарабии Вторая армия. Для удобства работ Теннер ввел классификацию триангуляции по точности, деля ее на 1-й, 2-й и 3-й классы. Карты, составленные офицерами-квартирмейстерами 1-й и 2-й армий, широко применялись как исходный материал для других картографических произведений специального назначения. Составленные по новейшим астрономическим наблюдениям из лучших военных съемок, карты имели легенду всего из 6 условных знаков с подробнейшими комментариями к каждому. Передвигаться по таким картам весьма небезопасно и в условиях мирного времени. Это хорошо понимал генерал-майор А.И. Хватов, составляя в 1821 г. «Правила для подписания карт и планов».
Для создания карт новых территорий, а значит, новых обширных съемок требовались грамотные специалисты и инструменты.
Рядовых военных топографов готовили в некоторых кадетских корпусах. Геодезию преподавали в гимназиях при Московском и Петербургском университетах. Проблему попытались решить в 1820 г., открыв Училище колонновожатых, которое просуществовало всего 6 лет.
Зато учрежденный в 1822 г. для централизованного проведения картографических съемок на территории Российской империи под руководством Военно-Топографического Депо Корпус военных топографов с реорганизациями и переименованиями дошел до наших дней.
В 1827 г. Свите е.и.в. по Квартирмейстерской части было возвращено старое, данное еще Екатериной II название – Генеральный штаб, а в 1828 г. к нему перешло управление Военно-Топографическим Депо и Корпусом топографов.
С момента создания Корпуса офицеры, хорошо сведущие в астрономии и геодезии, поставляли Генеральному (Главному) штабу надежные геодезические материалы. Но эти документы существовали только в виде рукописей и лежали в Архиве Военно-Топографического Депо без употребления. В целях обнародования значительного количества накопленной информации о различных наблюдениях, сохранения материалов, сравнения имеющихся астрономических измерений с результатами, полученными за границей, 19 февраля 1835 г. вышло «Высочайшее повеление издавать записки Военно-Топографического Депо с назначением на сей предмет 5 000 рублей ассигнациями ежегодно».
Личная ответственность за издание «Записок» ложилась на начальника Военно-Топографической службы. Уровень образования руководителей позволял им во время отсутствия штатного начальника Генерального (Главного) штаба временно исполнять обязанности руководства всем Штабом. Первым редактором «Записок» был генерал-майор Федор Федорович Шуберт, разработавший Положение об учреждении при Военно-топографическом депо Корпуса топографов из кондукторов унтер-офицерского звания.
Шуберт стал первым начальником Корпуса. Чуть позже, в 1826 г., он возглавил Военно-Топографическое Депо, а затем в 1827 г. – Гидрографическое депо, главное картографическое подразделение Военно-морского флота. В истории отечественного картографо-геодезического дела это единственный случай, когда всеми съемочными работами в России, на суше и на море, руководил один человек. Под его руководством выполнялись большие объемы астрономо-геодезических работ в Петербургской губернии и по побережью Балтийского моря с целью исправления морских карт.
«Записки Военно-Топографического Депо» включали в себя изложение всех геодезических работ, производимых в ведении Генерального Штаба. Главными правилами для описания всех работ Ф.Ф. Шуберт считал:
«1) Каждое измерение помещать вполне, в последовательном порядке, чтобы читатель мог обозревать его подробно, сличать между собою результаты и даже вычислить всю работу снова по другой какой-либо методе.
2) Все наблюдения оставлять в первоначальном их виде, а также и принадлежащие к ним приведения, кроме тех только, которые, по свойству своему, не могут быть рассматриваемы различным образом: таково например приведение к центру стояния, коего помещаются в записках только результаты.
3) Означать методу и весь ход каждого вычисления со всеми подробностями, прибавляя к тому окончательный результат, но пропуская самое вычисление.
4) Так как целью издания предполагается не только приведение в известность работ уже оконченных, но и усовершенствование познаний офицеров, для геодезических измерений употребляемых, то в последствие времени в записках будут помещены описания новых метод, новых инструментов и других подобных предметов, хотя бы они относились к низшей, а не к высшей геодезии».
Правил, принятых в 1837 г., издатели придерживались от первого до последнего тома, увидевшего свет в 1918 г.
Начинались «Записки» историей Военно-Топографического Депо и геодезических измерений в России. Было «обозрено первоначальное учреждение, постепенное развитие и нынешний объем Депо, заведения столько же важного, сколько и малоизвестного». Предполагалось освещать не только готовые работы, но и законченные части ещё производимых.
«Записки» издавались в Санкт-Петербурге отдельными томами. С 1837 г. по 1863 г. они назывались «Записками Военно-Топографического Депо», с 1864 г. по 1865 г. – «Записками Военно-топографической части Главного управления Генерального штаба», а с 1866 г. – «Записками Военно-Топографического управления Главного управления Генерального штаба».
Подробнее ознакомиться с «Записками ВТУ ГШ» начиная с т. 9 1844 г. и по т. 76 1940 г. и с некоторыми отдельными работами офицеров ГШ вы можете в читальном зале Научно-технической библиотеки по адресу: Москва, ул. Онежская, д. 26, стр. 2
Напоминаем, что вход посетителей в Учреждение возможен только при условии использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
Заказать пропуск для прохода в здание ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» можно по тел. +7 (495) 456-95-00
Е. Артамонова,
начальник отдела научно-технической информации
Управления научно-технической информации
Использованные источники:
1. Шуберт Ф.Ф. Записки Военно-Топографического Депо. Предисловие. СПб, 1837.
2. НИИ Военной академии ГШ ВС РФ. Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации. Сайт mil.ru
3. Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 тт. Т. 5. Курс русской истории. Ч. 5. М.: Мысль, 1989. С. 173.
4. Исторический очерк деятельности КВТ. С. 27–28.
5. Хренов Л.С. Хронология отечественной геодезии с древнейших времен и до наших дней. Л.: АН, ГАО, ВАГО, 1987. С. 290.
6. Исторический очерк деятельности КВТ. С. 120.
7. ПСЗ. Т XXXII. № 24971. С. 37–39.
8. Кашин Л.А. Топографическое изучение России (исторический очерк). М.: Картгеоцентр-Геодезиздат, 2001.
9. Кусов В.С. Памятники отечественной картографии. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
10. Глушков В.В. История военной картографии в России XVIII – начала XX в. М.: ИДЭЛ, 2007.
11. Артамонова Е.С. «Страницы истории. Геодезия и картография при Екатерине II». 2020. Сайт cgkipd.ru
12. Википедия – свободная энциклопедия.