XVIII век ознаменовался для Российской империи бурным развитием сухопутных и судоходных путей. При Петре I наблюдение за сухопутными дорогами было поручено Коммерц-коллегии, превратившейся в процессе многих преобразований в Канцелярию строения государственных дорог.
Устройством и управлением основными водными магистралями правительство страны тоже занималось всерьез: строительство сразу нескольких каналов, разделение всех водных коммуникаций на оконченные и неоконченные части, учреждение Корпуса гидравликов.
28 февраля 1798 г. Павел I утвердил Департамент водяных коммуникаций, повелев все гидравлические карты, уже имевшиеся в наличии и только создаваемые, обязательно направлять в «Собственное е. и. в. Депо карт».
Именно там создавался архив всей сухопутной и гидравлической картографической и топографической продукции в интересах армии и государства. Депо карт весьма успешно выполняло возложенную на него задачу. Так, по Положению 1809 года, «все дела, до водных и сухопутных сообщений относящиеся, какого бы рода они ни были, будут рассматриваемы в Совете», т.е. в Центральном учреждении, и так как все предложения о путях сопровождались проектными чертежами, то благодаря такому обстоятельству в Депо карт скопилось значительное число чертежей, относящихся к этому периоду.
При последующих изменениях в управлении путями сообщения всегда оставались Депо карт и чертежная при нем. В 1842 г. Главному управлению путей сообщения, куда входило Депо карт, были приданы гражданские здания, не имеющие особой ценности с точки зрения военных: дома губернаторов, тюрьмы, школы, церкви и т.д. Но их чертежи исправно поступали на хранение.
А вот созданный в 1842 году Департамент железных дорог, имевший собственную чертежную, карт и планов в Депо не предоставлял, чем нарушил строгую централизацию и учет издаваемой картографической и топографической продукции: «Наступившее после Крымской войны игнорирование шоссейных и водяных путей и происходившие изменения в центральном управлении ведомства путей сообщения отражались неблагоприятно на Депо карт».
Дальнейшие крупные преобразования ведомства путей сообщения с 1865 по 1870 год привели к тому, что созданное Министерство путей сообщения стало сугубо гражданским учреждением. Депо карт вошло в состав нового Технико-инспекторского комитета шоссейных и водяных сообщений.
Интереснейшую историю о многолетних «перипетиях» в судьбе уникального собрания карт и чертежей вы можете узнать из «Исторического обзора» инженера Житкова, включенного в «Каталог планов и чертежей бывшего Депо карт, состоящего при Управлении шоссейными и водяными путями сообщений».
В раритетное санкт-петербургское издание 1899 г., хранящееся в фонде Научно-технической библиотеки ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», включены также каталог чертежей «Генеральной карты России и отдельных ея частей», планы рек и озер, сухопутные пути сообщения и многое другое.
Подробнее ознакомиться с оригиналом раритетного экземпляра книги вы можете в читальном зале научно-технической библиотеки ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по адресу: Москва, ул. Онежская, д. 26, стр. 2.
Заказать пропуск для прохода в здание ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» можно по телефону: +7 (495) 456-95-00