Между молотом и наковальней: продавцы геодезического оборудования ищут баланс между давлением потребителей и сохранением рентабельности продаж

3 минуты
 Между молотом и наковальней: продавцы геодезического оборудования ищут баланс между давлением потребителей и сохранением рентабельности продаж

Сегодняшний рынок геодезического приборостроения в России в целом сбалансирован по ценам, но цены при этом находятся под серьезным давлением за счет низких показателей деловой активности потребителей.

Чтобы соблюсти баланс, компании-продавцы концентрируются на агрессивных промоакциях. При этом тщательно прорабатываются вопросы ценообразования, что в итоге позволяет добиваться определенной динамики по сопоставляемым, сегментным продажам в условиях кризиса и постоянно снижающейся покупательской способности потребителей.

Приборостроительные бренды не планируют снижать цены на свое оборудование, рассчитывая в перспективе на «стабилизацию рынка». Вместе с тем, маркетологи говорят, что одним из решающих факторов для продавцов станет работа с предлагаемым ассортиментом оборудования под ту аудиторию, которая уже использует конкретный, приборостроительный бренд: Leica, Trimble и др.

Общее ослабление экономических показателей в различных сегментах общего российского рынка, снижения покупательской способности, как основного драйвера, вносит определенные коррективы в работу участников рынка геодезического приборостроения.

В настоящее время отмечается падение заказов со стороны строительных компаний (застройщиков жилья), которые обязаны с 01 июля 2019 г. держать, привлеченные у дольщиков, средства на эскроу-счетах в банках, до сдачи объектов в эксплуатацию, а саму стройку вести за счет кредитов. Подобная схема явно невыгодна застройщикам, так как из-за обслуживания кредитов резко сокращаются их ресурсы на обновление оборудования, в том числе, геодезического.

Объемы строительства жилья и соответственно число компаний-застройщиков в московском регионе продолжает сокращаться. Например, в прошлом году было выдано 474 разрешения на строительство домов, а в текущем году за первое полугодие было выдано всего 86 разрешений, что в итоге приведет к резкому падению ввода жилья через 2-3 года.

Бизнесу приходится искать какой-то баланс между давлением со стороны заказчиков с целью снижения стоимости оборудования и сохранения рентабельности продаж.

Впрочем, для удержания доходности, некоторые компании частично переходят в «серое поле», предлагая демпинговые цены на свое оборудование. Среди сегодняшних сложностей работы на российском рынке геодезического приборостроения можно выделить: различные отсрочки платежей, риски штрафных санкций, серьезные расходы на персонал, дополнительные расходы на продвижение бренда.

В тоже время, некоторые компании стараются придерживаться максимально консервативных и нерисковых стратегий, глобально не меняя свои портфели заказов.

С другой стороны, у всех компаний, представленных на рынке, есть свои текущие задачи, поэтому главное сегодня предлагать что-то новое и актуальное, например, роботизированные тахеометры, промышленные сканеры и др.

Необходимо просто осознать, что нет смысла тратить ресурсы на борьбу с конкурентами. Выигрышная стратегия – следовать за запросами потребителей и расширять ценовые предложения для них. В сегодняшней ситуации какое-то ценовое регулирование отдельного бренда не станет действенным механизмом для дальнейшего развития конкуренции, так как подобные меры могут привести к «сжатию» ценовых предложений, возрастанию конкуренции и определенной монополизации рынка лидирующими мировыми брендами с последующим витком повышения цен и, вместе с тем, малой эффективности подобных действий.

Сегодня, практически все сегменты российского рынка геодезического приборостроения показывают незначительные обороты продаж и при этом сталкиваются с оттоком потребителей т.е. налицо проблемы с ростом. Вместе с тем, это сложный рынок, на который оказывает значительное влияние фактор сезонности, поэтому маркетологи говорят, что для успешной работы на этом рынке важен опыт привлечения специализированной аудитории и определенный набор технологий и оборудования, показывающий их преимущества перед другими приборостроительными брендами.

При этом, маркетологи утверждают, что уже в 2020-2021 годах активность сегментов рынка начнет восстанавливаться, хотя многое будет зависеть от геополитической и экономической ситуации.


Ю.А. Иванов, компания «Геосервисприбор»