Учёные Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН (ИНГГ, Новосибирск) разработали высокоразрешающую электромагнитную технологию для мониторинга состояния вечной мерзлоты, сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири".
"Учёные Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН впервые разработали метод для мониторинга состояния вечной мерзлоты, который основан на периодическом измерении сигналов импульсных электромагнитных зондирований. Проходя через породу, эти сигналы меняются в зависимости от того, является ли она мерзлой или оттаявшей", - говорится в сообщении.
То есть, на датчики влияет не температура, а удельное электрическое сопротивление пород, которое, в свою очередь, зависит от температуры.
Источники и приёмники электромагнитного излучения предполагается с небольшим шагом размещать в скважинах глубиной около 20 метров, оставлять их там стационарно и измерять электромагнитное поле через определенные промежутки времени.
Таким образом, повторяя эти измерения, можно проследить динамику процессов, происходящих с вечной мерзлотой.
Разработанный в ИНГГ геофизический метод не отменяет температурных способов мониторинга вечной мерзлоты, но позволяет их дополнить.
Температурный мониторинг состоит в измерении температуры в пробуренных скважинах и позволяет получать лишь локальную информацию, отмечается в сообщении.
Для практического применения технологии необходимо создать подходы к интерпретации данных, то есть, с помощью специальной компьютерной программы восстановить геологическую среду по полученным данным.
"В планах учёных - испытание электромагнитных датчиков в условиях реальной вечной мерзлоты. Например, на острове Самойловский в дельте реки Лены", - говорится в публикации.
Работа выполняется при поддержке Российского научного фонда.
Вечная мерзлота занимает примерно 65% территории России. С изменением климата она тоже меняется, оттаивает - изучать эти процессы критически важно, чтобы предотвратить антропогенные и экологические бедствия. Деградация вечной мерзлоты нарушает работу технических систем в Арктике, вызывает потери в добыче углеводородов и деформацию объектов инфраструктуры.
Источник: ТАСС