ООО «Газпром трансгаз Москва» эксплуатирует одну из самых протяженных трубопроводных систем в Российской Федерации (свыше 21 000 км) и является основным предприятием по поставке газа в Центральном федеральном округе.
Эксплуатация объектов газотранспортной системы представляет собой комплекс технических и организационных задач, включающих географический мониторинг.
Технологические задачи системы – контроль технического состояния линейной части магистрального газопровода на основе информации об утечках метана, оперативное выявление несанкционированных работ и объектов нарушений минимальных расстояний и охранных зон, а также анализ технического состояния линейной части на основе актуальных данных об участках капитального ремонта, проведенной внутритрубной диагностике, выполнении проектных изысканий, с возможностью отображения эксплуатационных данных на картографической основе. Помимо визуальной оценки эксплуатационной ситуации вышеперечисленные данные позволяют в полуавтоматическом режиме проводить прогнозирование развития тех или иных процессов на объектах газотранспортной системы.
До появления геоинформационных технологий традиционный метод сбора информации заключался в регулярных обходах трасс специалистами предприятия, сборе статичных табличных данных, а также в обследовании объектов транспорта газа при помощи вертолетного облета. Ввиду большой протяженности трасс такой подход требовал значительных сил и средств, не обеспечивая при этом достаточной производственной эффективности и оперативности принятия решений.
К примеру, в соответствии с СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция» предприятие обязано следить «…за установленными от трубопроводов особыми зонами с целью недопущения застройки и иной деятельности…» До появления ГИС фиксация и паспортизация нарушений правил охраны требовали значительных усилий и в то же время не обеспечивали достаточной полноты. При обследовании с вертолета сотрудник должен был «на глаз», на скорости порядка 100 км/ч, оценить расстояние до нарушений, а при пешем обходе – произвести такую оценку зачастую при визуальной недоступности объекта. Недостатки такого метода очевидны: невысокая точность, низкая эффективность, слабая достоверность, высокие трудозатраты.
Приход ГИС обозначил начало новой главы в вопросах производственной деятельности предприятия. Так, замена вертолётного обследования высокотехнологичными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), результатом применения которых стал высокоточный ортофотоплан местности в высоком разрешении, позволила в автоматизированном режиме производить: мониторинг зон с особыми условиями эксплуатации; визуальную оценку ситуации с их нарушениями и прогноз появления таких нарушений, а также более чем втрое увеличить выявляемость нарушений (при этом работа стала возможна на удаленной основе). Такой подход сократил количество выездов на местность, уменьшил использование техники, сократил затраты времени для сотрудников.
В ряде случаев по-прежнему требуются выезды на местность, но после внедрения ГИС их стало гораздо меньше и направлены они уже на точечное решение спорных вопросов. Более того, прогнозирование нарушений дало эксплуатирующим службам инструмент для принятия превентивных мер по недопущению незаконной деятельности вблизи объектов транспорта газа.
ГИС стала фундаментальной основой для расчётно-обоснованного ранжирования магистральных газопроводов и газопроводов-отводов в программе капитального ремонта, системы, в автоматическом режиме вычисляющей показатели технического состояния газопроводов и по картографическим данным оценивающей риски и ущерб окружению при возникновении аварии.
Благодаря ГИС в кратчайший срок удалось собрать всю необходимую информацию об объектах природного и антропогенного происхождения. Уже сейчас при помощи ГИС произведены расчет и ранжирование газопроводов ПАО «Газпром» для вывода в капитальный ремонт.
В настоящее время в ООО «Газпром трансгаз Москва» апробируют технологии, позволяющие в режиме реального времени вести контроль персонала на трассе МГ, в автоматическом режиме собирать информацию о газотранспортной системе, составлять планы работ без участия человека, осуществлять полноценный контроль подведомственного хозяйства, а также делать шаги к созданию системы цифровых двойников, осуществляя так называемую цифровую трансформацию.
Ф. Блинов, Д. Немов, М. Гусаров, М. Горяйнов,
ООО «Газпром трансгаз Москва»