Российский рынок геодезического приборостроения продолжает стагнировать. Основная причина – снижение реального роста доходов потребителей. Рост спроса сверх прогнозов маркетологов маловероятен, так как сегодня наряду со значимостью конкретного приборостроительного бренда важен адекватный уровень цен на геодезическое оборудование.
Но одновременно экспертами отмечается, что мировые бренды, такие как Leica, Trimble и др., гораздо меньше подвержены тенденции падения спроса из-за снижающихся доходов заказчиков. Основным драйвером приобретения нового оборудования остается отложенный спрос.
В целом на рынке продолжается перераспределение долей между вышеупомянутыми ведущими мировыми брендами, которые вместе с агрессивной конкуренцией наращивают свои доли.
В первом полугодии рынок уже сократился на 2 – 3%, однако участники рынка оценивают падение как более значительное, что могло отразить реальную ситуацию на рынке. По итогам года маркетологи не ожидают значительных улучшений и дают прогнозы незначительного сокращения рынка на 3 – 5% или сохранения объема рынка на уровне прошлого года.
Впрочем, всегда есть «излюбленные» маркетинговые ходы. Например, вначале запускается новая модель тахеометра по выгодной цене, привлекая к ней спрос, а в дальнейшем происходит постепенное повышение цены.
Основной фактор – низкая покупательская способность потребителей, у которых доходы недостаточны для обновления своего оборудования.
В то же время замедление мировой экономики, геополитическая напряженность не должны влиять на экономическую конструкцию России, которая, как уверяют маркетологи, выстроена таким образом, чтобы подобные колебания внешних рынков в меньшей степени касались российского бизнеса.
Если же говорить о преимуществах онлайновых и офлайновых каналов продаж, то маркетологи, с учетом специфики геодезического оборудования, видят преимущества именно в сочетании этих каналов.
Например, потребитель может забрать свой онлайн-товар через 30 – 50 минут после заказа, и все это на фоне технических консультаций, сопровождения и пр. Интернет-участники такой сервис предложить не могут, то есть у онлайн-проектов в области геодезического приборостроения нет перспектив, так как будущее за сочетанием физического и цифрового каналов продаж.
При этом сегодня скидки предоставляются в некоторых случаях на грани рентабельности, поскольку они транслируются в конечной цене конкретного оборудования, хотя продавцы понимают, что чрезмерная скидка может оказывать негативное воздействие на позиционирование конкретного оборудования.
Говоря о географии продаж, можно отметить, что одни из самых активных потребителей геодезического оборудования находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Сейчас нет смысла фантазировать о создании какого-то большого бизнеса в области геодезического приборостроения без принятых правил, так как сегодня уже реально существует цифровой и информационно-прозрачный мир настоящего т.е. прятаться от налоговых органов уже не получится.
В то же время для развития каких-то новых проектов необходимо переосмыслить политику цен и стабилизировать качество предлагаемого оборудования, то есть достойное соотношение цены – качество и высокие технические характеристики.
Потребители иногда говорят, что сегодня ситуация на рынке такова, что кроме нескольких мировых брендов, у потребителя фактически нет выбора.
Мы им возражаем, что при активной маркетинговой поддержке и сбалансированной линейке оборудования любой приборостроительный бренд в среднесрочной перспективе может занять определенную долю российского рынка, но конкурировать на этом рынке ему придется с уже закрепившимися мировыми компаниями, имеющими свою долю рынка и свою аудиторию потребителей.
Участники рынка в сложившейся ситуации не могут наращивать цены из-за усиления конкуренции, но повышение НДС в перспективе будет «отыграно» рынком. При этом, по мнению маркетологов, многие компании стараются концентрироваться на «удержании» высокодоходных сегментов, в то время как дешевые, но массовые сегменты не представляют особого интереса в силу запредельной конкуренции.
Возможно, сегодня это не тот рынок, чтобы на него выходили небольшие компании, так как, например, крупные компании обладают мощными ресурсами, а небольшим участникам рынка сложно этому что-то противопоставить. К тому же сегодня в этот сложный период многие компании не занимаются дальнейшим развитием, а решают преимущественно задачи «оптимизации» бизнеса.
Сегодня необходимо учитывать текущую макроэкономическую ситуацию и отсутствие агрессивной экспансии со стороны продавцов геодезического оборудования, поскольку продолжающееся падение доходов потребителей сделало более осторожными шаги продавцов геодезического оборудования, которые стараются минимизировать свои риски.
Впрочем, сегменты электронных тахеометров, GNSS-приемников считаются маркетологами наиболее устойчивыми к кризисным явлениям и падению покупательской способности, то есть этот формат продаж выгоден и позволяет стимулировать приток потребителей.
При этом принципиально новое оборудование: роботизированные тахеометры, промышленные, лазерные сканеры и др. создают у потребителей в том числе эффект новизны, определенной эксклюзивности, повышения имиджа и «провоцируют» на приобретение подобного, высокотехнологичного, высокопроизводительного оборудования.
Сегмент бывшего в употреблении геодезического оборудования, на наш взгляд, менее подвержен колебаниям по сравнению с первичным рынком. Главная тенденция – перераспределение части спроса с первичного рынка, поскольку потребители уже не могут позволить себе подорожавшее оборудование.
В то же время в целом для участников рынка ничего не меняется, потому что потребитель с учетом авторитета конкретного бренда будет на коммерческих условиях договариваться с теми продавцами, которые предложат лучшие условия продажи.
Сегодня на рынке конкуренция идет прежде всего за качество оборудования, сбалансированного по цене. Сам бизнес геодезического оборудования теряет маржинальность, но участники рынка продолжают поддерживать и малодоходные сегменты за счет более прибыльных сегментов.
Ю.А. Иванов, компания «Геосервисприбор»