Россия: высокий уровень конкуренции на рынке геодезического приборостроения не соответствует низкому спросу

4 минуты
Россия: высокий уровень конкуренции на рынке геодезического приборостроения не соответствует низкому спросу

Сегодня высокий уровень конкуренции на российском рынке геодезического приборостроения не соответствует низкому спросу. Продолжение агрессивной ценовой политики между приборостроительными брендами может привести к существенному падению рентабельности продаж и снижению в целом инвестиционной привлекательности этого рынка. Каких-то предпосылок для роста доходов потребителей, а значит, и улучшения платежеспособности пока нет.

В целом объемы продаж геодезического оборудования практически во всем мире продолжают плавное снижение. При этом тенденция сжатия ведущих мировых рынков в ближайшее время сохранится, а производственные программы мировых производителей уже начали реагировать на снижение покупательской активности. В то же время никакого реального смещения спроса не произошло. В России это традиционные весенний и осенне-зимний (октябрь – декабрь) периоды.

Как отмечают маркетологи, онлайн-продажи геодезического оборудования растут, но все это происходит за счет уже имеющихся каналов, поскольку сам российский рынок геодезического приборостроения не растет и его емкость уже продолжительное время неизменна.

Надо отметить, что российский рынок имеет специализированную конъюнктуру и качество услуг. Большинство новых компаний хороши в своей нише, и это их основное преимущество, но они заведомо проигрывают в конкурентной борьбе старожилам рынка, которые способны обеспечить полный цикл услуг и сервиса геодезического оборудования.

Прибыль от продаж пока не растет, поскольку ужесточается борьба за потребителей, число которых падает.

Определенная стагнация российского рынка геодезического приборостроения привела к жесточайшей конкуренции, и при этом большая часть продаж идет по акциям, а органического роста продаж фактически нет.

Поскольку в периоды снижения доходов потребителей продавцы стараются наращивать акционные цены, по которым у мировых брендов всегда есть определенные преимущества. Например, оборудование Leica полностью отвечает ключевым предпочтениям российских потребителей, и в текущем году бренд предлагает привлекательные акционные цены.

При этом главный вопрос для всех продавцов – как сократить зависимость прибыли от сезонности продаж на российском рынке, так как если такая динамика спроса продолжится, то даже существенное снижение цен не спасет продажи.

В этих случаях маркетологи настаивают на расширении ассортимента продаж, что в итоге поможет снизить общие расходы на логистику и повысить эффективность продаж в целом. В то же время при сегодняшней экономической ситуации какие-то перспективы дальнейшего роста цен на геодезическое оборудование отсутствуют, поэтому продавцам нужно быть готовыми к длинному горизонту постоянных цен в обмен на сравнительно стабильный доход от продаж.

В текущем году российский рынок геодезического приборостроения действительно хуже ожиданий маркетологов, поскольку падение продаж есть практически во всех сегментах рынка. При этом падение спроса может отразиться на продажах через несколько месяцев, так как потребители стали гораздо реже приобретать электронные тахеометры, GNSS-приемники и др., то есть это тренды нескольких кварталов. На этом фоне снижение поставок импортного геодезического оборудования выглядит органически – это нормальная эволюция сегодняшнего рынка.

В то же время, например, в сегменте оптических нивелиров при цене ниже 10 тысяч рублей бренд особую роль для потребителя не имеет, поскольку отсутствие или снижение поставок какого-либо бренда замещается другими производителями.

Вместе с тем общий спад продаж – это в значительной степени временное явление, поскольку за счет вывода новых моделей мировых приборостроительных брендов, таких как Leica, Trimble и другие, рынок должен восстановиться.

Инновационное геодезическое оборудование ведущих производителей в современных реалиях не становится дешевле или проще. Оно становится сложнее с точки зрения программного обеспечения, чтобы помогать российским компаниям реально повышать эффективность труда, увеличивать рентабельность их бизнеса. Поэтому все разговоры о том, что общий спрос на российском рынке смещается в более дешевые сегменты, беспочвенны. Российским потребителям необходимо надежное оборудование, работающее в экстремальных условиях, а ехать за тысячи километров с некачественным оборудованием, как говорится, себе в убыток, и такие примеры есть.

Сокращение объемов российского рынка геодезического приборостроения, безусловно, напрягает продавцов, исключает возможность более масштабного позиционирования своего оборудования, но, с другой стороны, цикличность этого рынка в какой-то степени прогнозируема, а конкуренция в любом случае помогает потребителям правильно ориентироваться в представленном оборудовании.

Как правило, конец года из-за закрытия бюджетов потребителей традиционно является более активным сезоном, но в текущей экономической ситуации и в условиях падения спроса увеличить объемы продаж конкретных моделей геодезических приборов будет крайне сложно.


Ю.А. Иванов, компания «Геосервисприбор»