Взлет спроса на российском рынке геодезического приборостроения замедляется и это связано, как с макроэкономической ситуацией, имеется ввиду негативная ситуация на мировых финансовых рынках, а также воздействие геополитических факторов, так и с особенностями основных сегментов рынка.
При этом доходы потребителей остаются на прежнем уровне, хотя необходимость обновления приборного парка всегда актуальна.
Слабый экономический рост и ослабление спроса уже привели к росту конкуренции между продавцами и сейчас на рынке ждут дальнейшего сокращения маржинальности этого бизнеса, которое может привести к оттоку некоторых его участников.
В 2019 году, как и в прошлом году рынок ожидает снижение темпов роста продаж геодезических приборов, а сама тенденция к замедлению проявилась уже в прошлом году.
Если в 2016-2017 году объемы продаж увеличивались, то в 2018 году они оставались на уровне прошлых лет, т.е. без практических изменений. В текущем году маркетологи ожидают снижение темпов роста даже в сегментах-лидерах, поскольку кроме макроэкономических факторов давление будут оказывать и определенные изменения конъюнктуры.
Все это будет способствовать росту конкуренции и затуханию роста спроса, а компаниям для стимулирования спроса возможно придется прибегать к «демпингу», что безусловно окажет негативное влияние на рентабельность бизнеса геодезического оборудования. Компании будут жертвовать частью своей доходности, чтобы как-то поддержать свой бизнес.
Снижение прибыльности продаж ждут практически все участники рынка.
Подобная тенденция может развиваться в средней и долгосрочной перспективе в разных сегментах и с разной скоростью, что заставит некоторых продавцов уходить с рынка и в принципе может увеличить отраслевую концентрацию.
В целом, рынок продолжит консолидироваться и одновременно продолжат увеличиваться доли крупных участников- мировых брендов: Leica, Trimble и др., так как у них есть возможности неконкурентно привлекать финансирование и достаточно «легко» контролировать все издержки, что в итоге позволит, буквально, «перекупать» потребителей у других участников рынка.
В тоже время, отдельным компаниям -продавцам выжить на российском рынке довольно трудно и сложно, поэтому, например, консолидация для них, это естественный процесс, который позволит в перспективе улучшить позиции этих компаний на рынке, хотя и не добавит большого объема аудитории.
При этом, более успешная интеграция компаний на российском рынке, это частичная локализация их деятельности, поскольку продавцы все меньше средств вкладывают в продвижение брендов.
На фоне падения доходов потребителей продавцы предпочитают вкладываться не в брендинг, а в поддержку текущих продаж. Как известно, сегодня самая большая проблема в экономике – это неопределенность. В этой ситуации для участников рынка ставятся задачи не продвижения брендов, а поддержка текущих продаж т.е. решение коротких практических задач - поддержка продаж, в частности переключение потребителей на ценовые акции, что в целом может ухудшить показатели рынка.
В то же время, на второе полугодие и потенциальные итоги 2019 г. маркетологи смотрят более позитивно.При отсутствии какого-то неожиданного негатива есть основания полагать, что продавцы вернутся к брендингу, так как увлечение инвестициями «в полку», это тупиковое решение, стратегически оно работает против бренда и есть немало примеров, когда продавец через полгода возвращался с увеличенным бюджетом, потому что потерял долю рынка.
В последующие кварталы текущего года показатели продаж должны быть лучше, так как, например, падение рынка в I кв. всегда традиционно, но в целом ничего драматичного на рынке не происходит, а положительная динамика продаж возможна уже по итогам II кв.
Впрочем, некоторые сегменты рынка действительно теряют лидерские позиции, а на отрицательную динамику продаж могут влиять нюансы существующей системы продаж, от которых пока не отказываются продавцы, и хотя безубыточными их можно называть не всегда, но они положительно влияют на общий баланс рынка.
Ю.А. Иванов, компания «Геосервисприбор»