За последние годы геоинформационное образование, как и образование вообще, в значительной степени трансформировалось благодаря облачным вычислениям.
С одной стороны, это общемировые тренды, с другой – новые российские образовательные стандарты, перераспределяющие часы аудиторной и самостоятельной работы студентов в пользу последней.
Интеграция облачных решений в сферу географического образования в Тверском государственном университете (ТвГУ) ведется уже давно.
Для обеспечения учебного процесса современными картографическими материалами, самостоятельной работы студентов по дипломному проектированию, проведения научных исследований на сервере Тверского государственного университета был развернут образовательный геоинформационный портал.
На сегодняшний день на геопортале в открытом доступе находится более 150 тематических web-карт на территорию Тверского региона, несколько десятков картографических web-приложений.
В систему геоинформационного образования удачнее всего вписываются облачные ГИС-платформы, такие как ArcGIS Online компании Esri.
Прежде всего, облачные сервисы обладают элементами Learning Management System, что в значительной степени облегчает работу преподавателей. Организация студентов в виртуальные группы, обеспечение самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, методическая поддержка учебных практик разного уровня – вот лишь неполный список имеющихся преимуществ.
Кроме того, облачные ГИС-платформы дают возможность разрабатывать не только индивидуальные задания, но и браться за более серьезные проекты, работа над которыми под силу лишь группе пользователей.
Примером такой работы является электронная карта электростанций Российской Федерации, выполненная студентами ТвГУ и включающая в себя 669 электростанций 11 типов ‒ от атомных до ветровых и солнечных. Эта карта ‒ часть более крупного учебного проекта «Современный топливно-энергетический комплекс России».
Не меньший интерес представляет и электронная карта избирательных участков Твери, созданная студентами на основе официальных списков 168 избирательных участков. Подобные карты ‒ замечательный инструмент анализа электоральной активности жителей города.
Функциональные возможности ГИС в последние годы значительно расширились и за счет активного внедрения мобильных приложений для полевых исследований. Это еще один тренд геоинформационного образования, логическое продолжение использования облачных сервисов – дрейф ГИС-технологий в поле.
В курсах геоинформатики ТвГУ наиболее активно используется Survey123 for ArcGIS – мобильное приложение по сбору полевых данных на основе простых форм. Приложение не требует специальных знаний в области ГИС, что особенно удобно и в рамках преподавания общеобразовательных дисциплин вуза, таких как топография или картография, и на уроках географии в школе.
В учебном процессе мобильные решения находят самое широкое применение: это географические (морфологическое описание почв), экологические (мониторинг состояния площадок сбора ТКО), биологические (регистратор видов позвоночных животных Тверской области) и другие исследования.
Географическое образование любого уровня немыслимо без учебных полевых практик. Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к их организации и проведению.
При прохождении студентами учебной полевой практики по топографии на факультете географии и геоэкологии ТвГУ успешно применяется программный комплекс Workforce for ArcGIS, использующий географический подход для организации работы полевых сотрудников, и благодаря которому осуществляется оперативный контроль на маршрутах и учебных полигонах.
Ресурс позволяет контролировать работу учащихся при создании планово-высотного обоснования местности на учебном полигоне вуза, оперативнее приступать к выполнению заданий, упрощает доступ к дополнительным образовательным ресурсам прямо в поле.
Таким образом, благодаря происходящим трансформациям, ГИС становится поистине зеркалом географических исследований. Появление, с одной стороны, целого созвездия полевых приложений, а с другой – инструментов анализа и принятия решений позволяет знакомить учащихся с базовыми функциями геоинформационных систем – сбором геоданных, картографическим представлением и их анализом.
А к студентам приходит понимание того, как разрозненная информация об окружающем мире превращается в географические данные.
Д.А. Мидоренко