Путь длинною в век
К столетию со дня основания Московского колледжа геодезии и картографии


"> Алексей Николаевич Лобанов – выпускник 1930 года | ВЕСТНИК: Отраслевой портал

Алексей Николаевич Лобанов – выпускник 1930 года

8 минут
Алексей Николаевич Лобанов – выпускник 1930 года

Путь длинною в век
К столетию со дня основания Московского колледжа геодезии и картографии

Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный изобретатель РСФСР педагог Алексей Николаевич Лобанов

выпускник 1930 года

Автор: Н.В. Дмитриева, преподаватель Московского колледжа геодезии и картографии

Статья посвящается одному из выдающихся выпускников Московского колледжа геодезии и картографии (МТТ) 1931 года Алексею Николаевичу Лобанову, доктору технических наук, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, заслуженному изобретателю РСФСР, педагогу, крупному специалисту в области фотограмметрии и фототопографии.

Московский колледж геодезии и картографии является ведущим средним профессиональным учебным заведением по подготовке специалистов в области аэрофотогеодезии, прикладной геодезии, фотограмметрии и картографии. За столетнюю историю учебной деятельности Московский колледж геодезии и картографии (МТТ) подготовил для топографо-геодезического производства тысячи специалистов – это техники инженеры, руководители производства, педагоги, изобретатели и крупные ученые.

Среди выдающихся выпускников нашего учебного заведения следует назвать Алексея Николаевича Лобанова, крупного специалиста в области фотограмметрии и фототопографии.

А.Н. Лобанов родился 30 марта 1911 года в городе Белеве Тульской области. Отец Алексея, Николай Михайлович Лобанов, работал техником-строителем на Западной железной дороге, а мать, Елена Васильевна, была домашней хозяйкой и воспитывала детей. После окончания семи классов Белевской средней школы в 1927 году Алексей поступил в Московский топографический техникум. Вот что вспоминает сам Алексей Николаевич об этом времени.

«В 1927 году был большой конкурс поступавших в техникум – больше десяти заявлений на одно место. В числе принятых были в основном окончившие 10 классов средней школы и имелась небольшая группа выпускников седьмого класса. В эту группу входил и автор данной статьи. В течение первых двух лет обучения в техникуме наша группа несколько отставала по теоретическим дисциплинам от остальных студентов. Но мы работали с большим напряжением, интересом и желанием овладеть основами специальности. В результате на третьем и четвертом курсах наши оценки по теории стали не хуже показателей других студентов».

Все ведущие преподаватели техникума были высококвалифицированными специалистами с большим педагогическим опытом. Многие из них совмещали преподавательскую деятельность с работой на производстве или в научных институтах и высших учебных заведениях.

Общим уважением студентов пользовались заведующий учебной частью и преподаватель топографии Михаил Порфирьевич Петренко, профессор топографического черчения Петр Павлович Левицкий (он работал и в Московском геодезическом институте), его помощник Александр Семенович Жолтиков, преподаватель фотограмметрии Николай Сергеевич Герасимов (позднее заместитель начальника кафедры фотограмметрии Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева), профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии Николай Яковлевич Бобир и другие. Каждый из них был ярким примером замечательного сочетания большого мастерства, беззаветной преданности любимому делу и высокой требовательности к себе и студентам.

Характерной особенностью обучения в техникуме в тот период было активное и систематическое участие студентов в производственных работах. На первом курсе, когда еще не было достаточных знаний и практических навыков по специальным дисциплинам, студенты техникума в основном выполняли черновую работу, требующую немалого напряжения физических сил. По путевкам биржи труда они приводили в порядок чердаки московских домов, перебирали картошку в подвалах, выполняли обязанности рабочих в театрах. Деньги, которые учащиеся получали за эти работы, были существенным дополнением к стипендии и почти основным источником для тех, кто не получал стипендии.

«После окончания учебных практик по тахеометрической съемке на первом курсе почти все студенты были на производственных топографических работах. Меня включили в группу, которая была направлена на городские съемки в геодезический отдел Московского коммунального хозяйства. Мы участвовали в квартальной съемке Бабьегородского и других переулков Москвы в масштабе 1:500. Работали сдельно во время летних каникул по 10–12 часов в день. За полтора месяца каждый из нас заработал по 150–200 рублей, почти в два раза больше месячного оклада техника-топографа. Наша первая производственная работа по специальности получила высокую оценку руководства геодезического отдела, и мы были приглашены на камеральные работы по городской съемке в зимний период.

На топографических съемках во время летних каникул работали и студенты старших курсов в различных уголках нашей Родины. После второго курса нашу группу командировали на мензульную съемку Н. Новгорода в масштабе 1:1000 в качестве техников-топографов. После третьего курса мы были техниками первого разряда и участвовали в инструментальной съемке в масштабе 1:25 000 в районе городов Сатка и Бакал (Урал). Условия работ в этом районе были сложными. Чтобы выполнить норму, приходилось работать по 10–12 часов в день. Но все студенты успешно справились с заданием, завершив его в установленные сроки и с высоким качеством».

Из справки начальника топографической партии Уральского геодезического управления В. Федорова:

«Ввиду того, что местность, подлежащая съемке, была закрытая, лесистая, с разбросанными по лесу небольшими полянами, с весьма малым количеством тригонометрических пунктов, пришлось прокладывать в разных направлениях мензульные инструментальные ходы (от точек которых впоследствии и началась производиться съемка). Благодаря такой закрытой и рельефной местности, для точного изображения рельефа приходилось ходить во многих местах с превосходными точками прямо по лесу между деревьями без всяких дорожек и, конечно, приходилось производить необходимые порубки, последнее обстоятельство несколько замедляло выполнение заданной работы. При неоднократном осмотре работы оказывалось, что таковая выполнена хорошо: рельеф изображен правильно и с подобающей точностью».

«Несмотря на то, что работа протекала при весьма трудных условиях: жить приходилось в лесу в палатке, причем летом большею частью были дождливые дни. В сентябре несколько дней падал снег; в октябре все время шел снег, и было очень холодно. Был постоянный недостаток продуктов питания, не хватало мануфактуры, одежды и обуви. Все это способствовало большой текучести рабочей силы, что сильно отражалось на результатах работы, и все-таки выполняемое количество работы служило ярким показанием большого старания и добросовестного отношения к выполнению возложенных полевых топографических работ.

Эти полевые работы были закончены к первому ноября, а в начале ноября мы вернулись в техникум для продолжения учебы на четвертом курсе. Наш выпуск был, вероятно, единственным, который обучался в техникуме по расширенным программам в течение четырех лет вместо трех (обычных).

Успешно я учился по всем дисциплинам, которые преподавались в техникуме, но больше других любил фотограмметрию и топографическое чтение. После окончания техникума меня оставили в нем в качестве преподавателя вышеперечисленных дисциплин. Определенную роль в этом назначении сыграли положительные отзывы о производственных работах нашей группы студентов».

Теоретическая и практическая база, заложенная в техникуме, помогла А.Н. Лобанову освоить специальность инженера-аэрофотогеодезиста, которую он получил, будучи студентом Московского геодезического института с 1931 по 1936 год. В это время он совмещал учебу и работу в полевых партиях и в Московском топографическом техникуме.

В 1936 году после окончания института А.Н. Лобанов был направлен в Научно-исследовательскую лабораторию артиллерийского приборостроения, в которой работал в качестве инженера, старшего инженера и руководителя группы по созданию фотограмметрических приборов для подразделений инструментальной артиллерийской разведки. Участвовал в разработке фотодальномера, принятого на вооружение данных подразделений в 1940 году.

В марте 1939 года А.Н. Лобанов был призван в ряды Советской армии и направлен в Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева, в которой работал адъюнктом, преподавателем, заместителем начальника и начальником кафедры фотограмметрии до сентября 1971 года.

В 1941 году А.Н. Лобанов защитил кандидатскую диссертацию «Инструментально-номографический метод решения основных уравнений фотограмметрии» (автоматический стереофотодальномер) и был оставлен на кафедре в качестве преподавателя фотограмметрии.

В 1943 году был назначен на должность старшего преподавателя и получил ученое звание доцента. В 1949 году А.Н. Лобанов защитил докторскую диссертацию «Теория трансформирования пары снимков», в 1950 году был утвержден в ученом звании профессора кафедры, а в 1953 году состоялось его назначение на должность начальника кафедры фотограмметрии.

В связи с выслугой лет после увольнения из рядов Советской армии в 1971 году он возглавил кафедру фотограмметрии Московского института геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК).

С приходом Алексея Николаевича в МИИГАиК на кафедре фотограмметрии произошла перестройка в методике преподавания теории фотограмметрии, которая стала излагаться с использованием векторов и матриц. Это значительно упростило изложение материала и требовало меньше лекционного времени.

При А.Н. Лобанове в 1970-е годы кафедра приобрела три стереокомпаратора, стекометр фирмы «Цейс», стереограф СЦ-2 производства венгерской фирмы МОМ, две автоматизированные регистрирующие системы «Онега-2». Также были получены стереопроекторы СПР-3, автоматизированный стереокомпаратор СКА-18, автоматизированный фототрансформатор ФТА, аналитический стереопроектор СПА. В результате кафедра фотограмметрии была оснащена самым современным оборудованием и универсальными приборами.

Наличие такой техники позволило преподавателям кафедры проводить самые разнообразные работы с привлечением студентов. На кафедре в этот период в учебный процесс внедряются аналитические методы фотограмметрической обработки снимков. Был разработан ряд программных комплексов для построения аналитической пространственной фототриангуляции, обработки одиночных и стереопар аэрокосмических и наземных снимков.

А.Н. Лобанов руководил кафедрой до 1988 года, проработав на кафедре 17 лет. В последние годы жизни основное внимание в своей научной деятельности уделял разработке методов уравнения обширных фотограмметрических сетей с использованием ЭВМ. Эти методы, благодаря настойчивости Лобанова и его учеников, получили широкое применение в производстве.

Профессор, доктор технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР и заслуженный деятель науки и техники РСФСР, он много сделал для развития и совершенствования фотограмметрии в нашей стране.

А.Н. Лобанов – автор свыше 160 научных работ, написал курс по фотограмметрии, подготовил учебники «Аналитическая фотограмметрия» (1972 год), «Аэрофототопография» (1978 год). Он широко известен в нашей стране и за рубежом, участник многих международных научных конференций и симпозиумов.

А.Н. Лобанов более 40 лет вел педагогическую работу в высшей школе, подготовил большой отряд высококвалифицированных инженеров и научных работников. Свои обширные теоретические знания и опыт умело использовал в педагогической работе и руководстве кафедрой МИИГАиК.

А.Н. Лобанов был удостоен высоких государственных и отраслевых наград за выдающиеся заслуги перед научной и высшей школами.

Московский колледж геодезии и картографии гордится, что начало профессионального пути выдающегося ученого профессора, доктора технических наук Алексея Николаевича Лобанова было связано с топографо-геодезической отраслью и с нашим учебным заведением.