В преддверии Дня Победы советник директора ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», кандидат технических наук, полковник Игорь Васильевич Сидоров был награждён знаком отличия «Почетный геодезист». Редакция «Вестника» обратилась к Игорю Васильевичу с просьбой рассказать о своей работе и развитии геоинформационных технологий в том числе в ВС РФ.
— Расскажите, насколько успешно в ВС РФ применяются геоинформационные технологии.
— Использование геоинформационных технологий в Вооружённых Силах начиналось ещё в конце семидесятых годов, когда и термина такого не было, да и страна была другая. С появлением у нашего вероятного противника крылатых ракет СССР был вынужден для сохранения паритета также создавать интеллектуальное вооружение подобного типа. А для его функционирования необходима была информация о местности, адаптированная для обработки бортовыми и наземными вычислительными комплексами. Задача создания цифровых карт была поставлена перед Военно-топографической службой и перед 29 НИИ в частности. Для её решения помимо лучших выпускников профильного училища и Академии ВС РФ были привлечены большое количество выпускников ведущих технических ВУЗов Москвы. Несмотря на крайне слабые с современной точки зрения технические параметры имевшейся тогда вычислительной техники и полное отсутствие теоретических исследований в области цифровой картографии, поставленная задача была в кратчайшие сроки выполнена. Было разработано несколько вариантов технологии и запущено производство цифровых карт.
По мере развития вычислительной техники и с появлением персональных компьютеров в конце 80-х годов появилась возможность визуализации цифровых карт на экранах мониторов. Эта возможность внесла существенные коррективы как в процесс их создания, так и использования. Именно с появлением возможности визуализации цифровых карт цифровая картография переросла в геоинформационные технологии, позволяющие комбинировать вычислительную мощь компьютеров с интеллектуальными возможностями человека.
Первые отечественные геоинформационные системы также разрабатывались силами Военно-топографической службы. Наибольшее развитие и официальный статус получила ГИС «Панорама», разработанная в в/ч №43651. Начиная с 90-х годов происходило активное внедрение геоинформационных технологий практически во все виды Вооружённых Сил. Это позволило сократить затраты на издание и доведение до войск традиционных топографических карт, существенно расширить возможности применения картографической информации.
В настоящее время деятельность ВС РФ практически невозможно представить без использования геоинформационных технологий. Цифровые карты позволяют обеспечивать единое координатное пространство для интеграции разнородной специальной информации: оперативно-тактической обстановки, разведданных, метеоинформации, условий проходимости и т.д. Интеграция разнообразной специальной информации с цифровой картой позволяет повышать эффективность планирования и проведения операций, использовать карту в качестве графического интерфейса к большим объёмам информации различной тематической направленности. Большое количество расчётных задач по цифровым картам решается на порядки быстрее, а некоторые без них и не могут быть решены в принципе – например, расчёт длин, площадей, профилей местности, зон видимости, расчёт уклонов, формирование буферных зон, построение пространственных моделей местности. Эти возможности способствуют обеспечению эффективности принимаемых решений.
Особое место в управлении войсками занимает навигационное обеспечение, которое также осуществляется посредством геоинформационных технологий. И, конечно же, расширение спектра и совершенствование интеллектуальных видов вооружения в значительной степени опирается на использование цифровой картографической информации и средства навигации.
— Назовите наиболее успешные геоинформационные проекты, реализованные в военном и гражданском секторе России.
— Сразу же возникает ответ: ГИС «Панорама» – наиболее распространённая и продвинутая отечественная геоинформационная платформа. Будучи разработанной в рамках топослужбы, она была внедрена не только в силовых структурах, но и в гражданском секторе. До настоящего времени эта платформа обеспечивает функционирование картографической части Федерального фонда пространственных данных. Но в связи с коммерциализацией этой ГИС и её практически монопольного положения в ВС РФ в последнее время появились некоторые трудности её развития в соответствии с потребностями пользователей. Видимо, имеет смысл культивировать здоровую конкуренцию на рынке отечественных ГИС. В рамках разработки АСУ ВС была создана ГИС «Горизонт», которая существует и в настоящее время и обладает хорошими функциональными возможностями. Ветераном отечественных ГИС, до сих пор не сошедшим со сцены, является ГИС «ГеоГраф». Кроме того, существуют «Object Land», «ИнГео», недавно появилась «Аксиома». Локализованная версия ГИС с открытым кодом QGIS также присутствует на отечественном рынке под названием NextGIS. Но следует отметить, что степень распространения российских ГИС по ряду причин пока недостаточна.
— Дайте, пожалуйста, некоторые тактико-технические оценки отечественных систем сбора и обработки геопространственных данных в военных целях.
— Ещё с советских времён система сбора и обработки геопространственных данных была унифицирована с целью создания единого геоинформационного пространства в стране, причем как в военной, так и в гражданской сфере. Основой такой унификации служило информационное картографическое обеспечение, разработанное в топослужбе. Его составными частями являются: правила цифрового описания картографической информации; классификатор картографической информации; библиотека условных знаков; формат представления цифровой картографической информации (.SXF).
В качестве программной реализации, поддерживающей эту унификацию, служила ГИС «Панорама». Довольно долгое время цифровая картографическая информация, создаваемая и используемая таким образом, вполне удовлетворяла потребителей с учётом незначительных доработок как ИКО, так и ГИС. Но в ходе развития интернета появились и сетевые геоинформационные ресурсы, многие из которых предоставляются свободно, и веб-ГИС. Иными словами, у пользователей появилась достаточно привлекательная альтернатива применявшимся ранее цифровым картам и цифровым ортофотопланам. Новые геоинформационные ресурсы не только имеют широчайший территориальный охват и полный масштабный ряд, но и удобны в использовании. Кроме того, их стоимость незначительна, а в ряде случаев – нулевая. Но применение этих достижений в военной сфере ограничивается запретом применения в военных частях интернета. Этот запрет не только обрекает военную геоинформатику на применение модели данных тридцатилетней давности, но и препятствует возможности развития информационного и программного обеспечения ГИС военного назначения, то есть приводит к стагнации отрасли.
— Расскажите о вашем опыте внедрения ГИС-технологий в боевых условиях во время боевых действий на территории Чеченской республики. Как это тогда происходило, какие результаты были достигнуты?
— В Чеченской республике я находился в 1999 и 2000 годах. После демонстрации возможностей ГИС-технологий для решения задач управления войсками и оружием начальнику Главного оперативного управления ВС РФ он был очень впечатлён и прикомандировал меня к штабу объединённой группы войск в Ханкале. Моей задачей было осуществлять геоинформационную поддержку всем заинтересованным военным структурам.
Когда разведчики шли в Грозный, мы с ними кодировали ориентиры на маршруте. В этом случае противник, перехватывающий их радиопереговоры со штабом, не мог определить, относительно какого ориентира выполняется целеуказание, и, соответственно, не мог предпринять контрмер. Кроме того, на планируемый маршрут разведчикам выдавалась увеличенная схема, получаемая в оперативном порядке из цифрового плана города крупного масштаба.
Для лётчиков и артиллеристов формировался список координат целей по данным разведки на предстоящие полёты и обстрелы. Для вертолётчиков выполнялась примерная координатная привязка наиболее информативных кадров выполненной ими видеосъёмки территорий противника. Кроме того, по данным о рельефе местности выполнялся поиск площадок, пригодных для приземления вертолёта. В горной местности это достаточно важный вопрос, и возможность его решения заблаговременно, без рекогносцировочных вылетов, повышала фактор внезапности наших действий.
Для ВДВ выполнялось планирование размещения пикетов с учётом построенных зон видимости. Каждый пикет должен был иметь максимальный обзор, а их совокупность – не иметь невидимых участков.
Для штаба на цифровую карту был нанесен слой с подземными коммуникациями города. В начале операции они использовались противником для скрытного перемещения, внезапного нападения и отступления. Наличие у нас такой схемы лишало их этого преимущества.
С использованием цифровых карт и ортофотопланов решались и другие практические задачи.
— Какие перспективные работы в области геоинформационных технологий проводятся сейчас в нашем ФГБУ?
— В соответствии с ФЗ №431 по заказу нашего учреждения в настоящее время выполняется разработка двух государственных информационных систем – ГИС ЕЭКО и ГИС ФППД.
ГИС ЕЭКО предполагает создание единой электронной картографической основы, которая должна использоваться всеми ФОИВ, ОГВ и ОМСУ. Она также будет предоставляться юридическим и физическим лицам. Наличие такой ЕЭКО будет способствовать формированию единого геоинформационного пространства как в координатном, так и в атрибутивном плане. Отсутствие в ЕЭКО закрытой информации обеспечит её беспрепятственное использование самым широким кругом пользователей. Кроме того, создание и предоставление пользователям ЕЭКО избавит их от необходимости формирования собственной картографической основы или от использования открытых данных, не имеющих необходимого уровня легитимности.
ГИС ФППД реализуется Федеральным порталом пространственных данных. Этот портал должен стать интегратором всех имеющихся в стране геоинформационных данных. Такая интеграция осуществляется на уровне метаданных, то есть ФППД должен содержать и предоставлять в удобной форме всем пользователям метаданные о геопространственной информации, содержащейся в федеральном фонде, в ведомственных и региональных фондах пространственных данных. По согласованию с владельцами данных в ФППД могут помещаться и метаданные других (негосударственных) фондов. Централизованное хранение метаданных об имеющейся геопространственной информации, обеспечение удобного доступа к ней и предоставление инструментария для анализа и обработки метаданных позволит сократить затраты на поиск необходимых данных и сроки предоставления этих данных. Это, в свою очередь, будет способствовать расширению сферы использования геоинформационных технологий в стране. К тому же использование потребителями ГИС ФППД сократит вероятность нерациональных затрат на создание дублирующейся информации.
Кроме того, разворачиваются работы по созданию информационной системы Федерального фонда пространственных данных (ИС ФФПД). В настоящее время ведение фонда выполняется недостаточно современными средствами, зачастую преобладают ручные операции. Это отрицательно сказывается как на сроках выполнения работ (контроль, помещение в фонд, выдача по заявкам), так и на их качестве. Только для цифровой картографической продукции в фонде используется база метаданных. Реализация ИС ФФПД позволит устранить указанные недостатки. Кроме того, она послужит основой для функционирования ГИС ФППД, т.к. без баз метаданных ФФПД первичное наполнение портала будет невозможным.
Интервью подготовил М.Е. Тужиков