3 июня 2020 года, заслуженный работник геодезии и картографии, кандидат географических наук, член Союза писателей России Виктор Романович Ященко отметил свой юбилей – 85 лет со дня рождения. Мы публикуем интервью с этим замечательным человеком.
–Виктор Романович, здравствуйте, поздравляем с Днем рожденья! До Вас невозможно дозвониться.
–Так и есть. С шести часов утра звонки. С Камчатки, Дальнего Востока, Сибири, Урала, Азербайджана, даже из Африки звонят. Поздравляют. Так что, все хорошо.
– Геодезия стала вашей судьбой, делом всей жизни. Что повлияло на ваш выбор?
– Трудно сказать однозначно. Мой отец Роман Васильевич был конюхом, работал в составе геодезических экспедиций и несколько лет работал с прославленным инженером-геодезистом и писателем Григорием Федосеевым. Его рассказы увлекли меня, запали мне в душу. Хотя в то время я не думал об этой профессии. Я хорошо учился в школе, занимался туризмом и серьезно увлекался фотографией. В старших классах я уже работал внештатным фотокорреспондентом в Минусинской газете «Власть труда». В десятом классе занял третье место в фотоконкурсе в газете «Красноярский комсомолец». В юности я хотел стать летчиком. Даже поступал в летное училище. Но меня не приняли из-за травмы ноги. С мечтой о небе пришлось распрощаться. Однажды на глаза попалась газета с информацией о Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (НИИГАиК). О такой профессии можно было только мечтать – и на самолете летать, и фотографировать. Я поехал в Новосибирск и поступил в НИИГАиК.
– Как потом складывался ваш жизненный путь?
– После окончания института был распределен в Институт геологии и геофизики Сибирского отделения Академии наук СССР (Сибирский академгородок). Занимался научными разработками стереоскопического фотографирования микро и макроскопических насекомых на электронных микроскопах. За полгода я убедился, что эта работа совсем не по моей специальности инженера – аэрофотогеодезиста.
В марте 1960 года я перешел на работу в Новосибирское аэрогеодезическое предприятие. Меня отправили в экспедиционный топографический отряд № 50, базировавшийся в Минусинске, на юге Красноярского края, т.е. я возвратился на родину. Здесь продолжали жить мои родители и сёстры. Десять лет работ в экспедиционных условиях были самыми познавательными в моей жизни. За эти годы удалось проложить огромное количество экспедиционных маршрутов. Приходилось проникать в самые отдалённые безлюдные уголки, где не ступала нога человека. Раньше журналиста В. Пескова довелось повстречаться с семьей Лыковых на реке Большой Абакан, нанести на карту их первую избу, затем вторую. Много подобных встреч происходило с отшельниками, загадочными скитальцами, странными беженцами, таинственными кочевниками, скрывающимися золотоискателями, сбежавшими тюремщиками, а иногда целыми заимками, затаёнными монастырями, староверскими скитами. Таёжные встречи происходили по разному, не всегда миролюбиво. Опасные незнакомцы, медведи, волки, кабаны или рыси, такие встречи непредсказуемы и опасны. Неприятности иногда доставляли змеи, но повседневными злодеями были комары и прочие кровососущие насекомые, в том числе клещи.
– Какие важные встречи состоялись за этот период жизни?
– Мне повезло с людьми, которые попадали на моём жизненном пути – это начальник отряда О.А. Дроздов, впоследствии награждён орденом Ленина, главный инженер экспедиции С.Д. Любивый и начальник партии В.Ф. Колесняк, они оба были удостоены орденов Трудового Красного Знамени. Это они, умудрённые жизненным опытом и проработавшие по несколько десятков лет в труднейших экспедиционных условиях, ковали из меня профессионального специалиста, оттачивая во мне организаторские способности. Каждый из них обладал уникальными способностями уживаться в таёжных коллективах, в большинстве случаев эти подразделения состояли из бывших заключённых, я восхищался этими руководителями, они были для меня примером во всём, особенно в сложной экспедиционной обстановке. За десять лет я прошел путь по всем экспедиционным ступеням: бригадир, начальник партии, начальник отряда, начальник топографической экспедиции, начальник комплексной топографо-геодезической экспедиции.
– Я знаю Вам удалось встретится с Григорием Федосеевым.
– В 1967 году в Новосибирске на активе по итогам полевого сезона принимал участие писатель-геодезист Григорий Анисимович Федосеев. Мне удалось сфотографировать легендарного первопроходца на встрече с героями его рассказов. На следующий день я вручил ему фотографии. На одной из них на обороте Федосеев написал: «Виктору Романовичу Ященко. Счастливого пути в хорошую литературу. 22 марта 1967г. Гр. Федосеев». Эта запись в дальнейшем послужила мне визитной карточкой при вступлении в Союз писателей. Во время нашей встречи с Федосеевым он дал мне совет, чтобы я вёл дневник и записывал происходящие экспедиционные эпизоды.
- Большой период жизни Вы работали в Азербайджане.
– В 1970 году меня отправили на Кавказ создать новое аэрогеодезическое предприятие №16 в Баку. Первые три месяца пришлось в гостинице жить, там же работал и принимал людей на работу. Дела двигались со крипом. В конце концов, удалось встретиться с директором института географии Академии наук Азербайджана академиком Гасаном Алиевичем Алиевым (старший брат президента Азербайджана 1993 по 2003 год Гейдара Алиева). Я рассказал ему о картографо-геодезических работах и последующих результатах для развития республики. После этого началось интенсивное развитие предприятия. В течение семи лет было создано четыре экспедиции, картографическая фабрика, госгеонадзор. Численность работающих достигла 850 человек. Была также создана специализированная экспедиция, которая занималась съемкой шельфа Каспийского моря, где шла интенсивная добыча нефти и скопилась можно сказать паутина подводных коммуникаций. ЦНИИГАиК стал создавать аппаратуру для съёмки подводных коммуникаций, и все приборы доставляли на Каспий. Директор ЦНИИГАиК М.В. Шульмин неделями находился на корабле, занимаясь совершенствованием создаваемых приборов. Нашим специалистам удалось создать карту всех трубопроводов и кабелей. Даже обнаружили затонувший пароход со слитками серебра, по этому поводу в Баку даже прилетал председатель Госплана Н.К. Байбаков.
В те годы интенсивного развертывания топографо-геодезических работ на территории республики по великому совпадению резко участились разрывы нефтепроводов, многие из них располагались вблизи столицы. Наше предприятие обязали заняться высокоточными нивелирными измерениями. Нами было выявлено, что в районе поселка Сураханы, местность опустилась на боле чем три метра. Результаты этих геодезических измерений взбудоражили ученых и всю местную общественность. Мне пришлось вникнуть в тонкости географических и геолого-разведочных структур, заняться исследованием в сопоставлении с современными движениями земной коры. На этих материалах я защитил кандидатскую диссертацию.
– Вам удалось поработать и с Ильей Андреевичем Кутузовым, начальником Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Многие называют период развития отрасли, когда он возглавлял ГУГК, «золотым веком» отрасли.
– Да это так. В 1983 году постановлением правительства СССР меня назначили на должность заместителя начальника Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР (ГУГК при СМ СССР). ГУГК. Мне три года посчастливилось работать под руководством начальника ГУГК генерал-лейтенанта И.А. Кутузова и первого заместителя начальника ГУГК Л.А. Кашина. Эти два руководителя за 20 лет вывели картографо-геодезическую отрасль на самый высокий уровень. За период их руководства научно-технический прогресс достиг показателей, приравненных к передовым странам мира. В ЦНИИГАиКе были разработаны уникальные фотограмметрические приборы, а на Экспериментальном оптико-механическом заводе (ЭОМЗ) они изготавливались в большом количестве. В Виннице был выстроен завод для создания новейших приборов и инструментов для дистанционного зондирования Земли из космоса. В этот период большинство аэрогеодезических предприятий построили новые в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Минске, Ереване, Ашхабаде, Баку, Киеве, Иркутске, Магадане, Якутске и т.д. Новые здания для картографических фабрик были выстроены в Свердловске, Тбилиси, Виннице. Из 120 экспедиций большинство занимались строительством, хозспособом возводили жилые дома и общежития для молодых специалистов. Девять топографических техникумов готовили специалистов для отрасли. Специалистов с высшим образованием в основном готовили в МИИГАиКе и НИИГАиКе, а ГУГК оказывал финансовую помощь вузам в строительстве учебных студенческих полигонов по статье временных сооружений через подшефные предприятия. Многие предприятия имели пионерские лагеря и детские садики. На Кавказе был выстроен пансионат.
В годы активизации космонавтики в нашей стране постановлением правительства был создан госцентр «Природа», который много лет возглавлял талантливый организатор Ю.П. Киенко, он сумел открыть филиалы в Душанбе, Плесецке, Ташкенте. В звёздном городке имелась аудитория, в которой работники «Природы» обучали космонавтов обращаться с аэрофотоаппаратами, которые находились на космических кораблях. Кроме этого, в те годы с Плесецка для ГУГК запускались по 5-6 спутников в год для целей картографирования. Председателем комиссии по запускам был Ю.П. Киенко. Тот период знаменовался в мире самыми лучшими космическими снимками по качеству и разрешающей способностью.
За рубежом работало девять экспедиций в разных странах, в некоторых имелись аэросъёмочные самолёты Ан-30 и вертолёты Ми-8. Мне довелось побывать в 1985 году в Афганистане, экспедицию возглавлял В.Ф. Игнатьев, а затем А.Н. Краюхин. Мне показали наш самолёт Ан-30, весь корпус был изрешечён дырками от винтовочных пуль.
В те годы в ГУГК численность в летние периоды достигала 70 тысяч человек. Экспедиции работали на северном и южном полюсах.
– Да, сейчас масштабы деятельности уже не те, но Вы, я вижу, не теряете оптимизма и занимаетесь творческой работой.
– За 55 лет работы в геодезии у меня скопилось много дневников и огромный фотоархив. Эти материалы позволяют писать мне рассказы. Герои рассказов не вымышленные фамилии, некоторые из них продолжают работать и в настоящее время. Это генеральный директор П.Ю. Бурбан (Великий Новгород), П.В. Трофимов генеральный директор (Новосибирск), С.С. Титов директор (Минусинск), С.Ф. Мазуров генеральный директор (Иркутск), В.И. Обиденко проректор СГГА (Новосибирск) и т.д. За это время издано около двух десятков книг с рассказами об экспедиционных буднях геодезистов и топографов.
Ну и традиционный вопрос, какие ближайшие творческие планы?
Русское географическое общество (РГО) хочет напечатать мою книгу «Их имена на карте». Президент РГО Сергей Кужугетович Шойгу подписал 28 мая грант на ее издание. Так что сейчас буду заниматься ее подготовкой.