Я БЫЛ СРЕДИ ПЕРВЫХ ВЫПУСКНИКОВ УЧИЛИЩА
Великим достижением человека является память. Именно память даёт нам возможность восстановить то, что, казалось, ушло в вечность.
В 1919 году в областных газетах появились объявления о приеме и условиях приема в Московское топографическое училище. Отбор был по результатам сданных экзаменов. Поступившие в училище были люди разного возраста от 16 до 25 лет, разного социального происхождения. Здесь были дети мелких служащих и торговцев, дети рабочих и крестьян, дети священнослужителей, дети дворянского звания. Разные по отношению к труду, они порой не имели никакого представления о той специальности, которую хотели получить. Да и подготовка была у всех очень разная. У одних неоконченная гимназия или реальное училище, у других духовная семинария. Были лица и с самоподготовкой. Память не сохранила количество поступивших на первый курс в 1919 году. За первые три года училище сменило три адреса. В конце ноября 1920 года училищу был предоставлен небольшой домик на улице бывшей Москворецкой и Кремлевской набережной. Было очень тесно. Комнаты для занятий были подготовлены плохо. Во время занятий учащиеся сидели кто на столах, кто на табуретках, а кто и просто на досках, положенных на две табуретки. В 1919 году только шесть человек имели право перейти на второй курс. В 1920 году второй курс не открыли, а эти шесть человек стали вновь учащимися первого курса, а вновь поступило 36 человек. Таким образом, в первом, 1920/1921 учебном году к занятиям приступили 42 человека, на второй курс 1921/1922 учебного года было переведено 25 учащихся и 2 человека с хорошей общеобразовательной подготовкой зачислены вновь. Из 27 учащихся на третий курс 1922/1923 учебного года были переведены 10 человек, которые успешно выполнили трехгодичную учебную программу МТУ и получили первые свидетельства об окончании училища. Учащиеся первого выпуска выдержали все трудности. Не было учебных пособий, геодезических инструментов. Студенты пользовались только своими конспектами, а далеко не все учащиеся могли успевать записывать лекции. Но 23 высококвалифицированных преподавателя сумели дать прекрасные знания в сочетании с прекрасной практической подготовкой, дать стране первый выпуск – 10 топографов. И сегодня я с благодарностью вспоминаю преподавателей: В.М. Корсуна (начертательная геометрия, аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве), Лотко (тригонометрия), Н.А. Урмаева (сферическая тригонометрия), С.П. Лизгунова (основы дифференциального и интегрального исчисления), М.П. Петренко (топография), С.В. Воронина (высшая геодезия), И.И. Виноградского (постройка геодезических знаков), К.А. Цветкова (астрономия), П.Н. Долгова (практические работы по геодезии), Н.М. Алексапольского (фотограмметрия), Н.С. Успенского (физическая география), М.Д. Бонч-Бруевича (организация топографо-геодезических работ), А.С. Незевецкого (фотография), Демчевского (топографическое черчение), Желтикова (каллиграфия), А.А. Ржаницына (экономическая география), Г.Г. Гололобова, Б.К. Цешке, И.И. Кондратьева (академическая и производственная практика).
Давая нам прекрасные теоретические знания, руководители академической и производственной практики Г.Г. Гололобов, Б.К. Цешке, И.И. Кондратьев приложили много сил и умения, чтобы закрепить их на практике. Все десять первых выпускников стали тем крепким фундаментом, на котором в дальнейшем стала развиваться наша отечественная топография. Сам я, И.Е. Бурченков, за 38 лет производственной деятельности, начав со старшего топографа, был главным специалистом-топографом, начальником топографического отдела, а в годы Великой Отечественной войны в звании инженер-капитана выполнял работы в отрядах военно-топографической службы РККА.
Называя поименно своих преподавателей, я преследовал две цели:
- выразить свою глубокую благодарность за полученные знания;
- нынешнему поколению перечислить изучаемые нами предметы, а на примере своей трудовой деятельности показать, что может сделать человек, получивший свою профессию по призванию и любящий её всю жизнь.
И.Е. Бурченков – выпускник 1923 года
Москва, 1965