Геодезисты на фронте и в тылу: с осколком в груди по жизни

2 минуты
Геодезисты на фронте и в тылу: с осколком в груди по жизни

Виктор Романович Ященко подготовил книгу рассказов о геодезистах военного периода. Книга издана ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" к 75-летию Великой Победы. Ниже приведён рассказ из книги.



О.А.Дроздов в 1933 году окончил Томский топографический техникум, получив специальность топографа,  сразу же был направлен в Новосибирское аэрогеодезическое предприятие. Работал в сложнейших таёжных районах на Дальнем Востоке и в Сибири, вначале исполнителем, затем начальником партии. В то время  топограф не знал, что такое вертолёт, вездеход, в то время не было на вооружении катеров, моторных лодок, походных радиостанций, не было даже спальных мешков. В лучшем случае имелись вьючные лошади и олени, а первопроходцы передвигались пешком. До начала Великой Отечественной войны топографу пришлось поработать в  сложнейших таёжных регионах Дальнего Востока, Якутии, Эвенкии, в Саянах, создавая топографические карты на эти регионы.

Началась война. 24 июня 1941 года в актовом зале предприятия состоялся митинг в суровой, строгой обстановке. На трибуну поднимались люди, с гневом проклиная кровавого врага, напавшего на Советский Союз, призывая дать достойный отпор фашизму. «В числе выступающих был и я», - пишет в своём дневнике  Дроздов. Он записался добровольцем в Сибирскую дивизию. Через несколько дней топограф  уже воевал на переднем крае фронта командиром миномётного расчёта в составе 44 миномётной бригады  Первой ударной армии на Центральном фронте.  Начинающий солдат сразу попал в тяжёлые кровопролитные бои, отстаивая каждую пять  своей земли.  Но вот уже Клин, Яхрома, позади Москва. Приказ: «Ни шагу назад!»  И встали насмерть Сибирские полки. Вначале декабря 1941 года эта битва закончилась разгромом фашистских войск, враг не выдержал, дрогнул и стал отступать, бросая оружие, технику, убитых и раненых.  В этих боях  Дроздов был тяжело ранен миной в правое лёгкое. Начались больничные  дни в госпиталях и  постоянные операции, затем был отправлен на инвалидность. В какой-то степени здоровье восстановилось, и вновь возвратился в родное предприятие, стал работать топографом в экспедиции.  Но, а осколок, осколок так и оставался в груди старого солдата до конца его жизни.

Государство по достоинству оценило многолетний труд Олега Арсеньевича Дроздова, наградив его самым высшим орденом Советского Союза – орденом Ленина за его труд в послевоенные годы.